Зеркальный ответ. К чему могут привести санкции Евросоюза против «Аэрофлота» — BBC News Русская служба

Можно ли закрыть небо над Россией?

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше. Никаких ненужных подробностей и передергиваний — только факты и взвешенная аналитика.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Российские политики жестко отреагировали на информацию о возможных санкциях.

«Подобные вбросы о возможных санкциях… Давайте все-таки рассчитывать на то, что подобные безумные идеи живут лишь в подобных информационных вбросах. Мы с вами уже видели заявление компании («Аэрофлот» — Би-би-си) о том, что она не обеспечивала и не обеспечивает перевозку мигрантов в Минск», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков (цитата по Интерфаксу).

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что компания «Аэрофлот» не причастна к миграционному кризису на белорусской границе. По его словам, «Аэрофлот» не имеет рейсов между столицами тех стран, «откуда беженцы потоком идут в Европу после того, как Европа вместе с Америкой эти страны разбомбила».

«Ну не летает «Аэрофлот» из этих столиц в столицу Республики Беларусь», — сказал Лавров.

Первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров заявил, что Россия может закрыть воздушное пространство для западных авиакомпаний, если против «Аэрофлота» будут введены санкции.

«Европейцы не сказали, о каких санкциях идет речь. Существует многолетняя практика, когда в случае авиационных споров Россия дает зеркальный ответ — в том случае, когда коммерческим интересам наносится какой-то ущерб. Поэтому все, что будет связано с ограничением полетов «Аэрофлота», будет зеркально отработано», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Гражданская авиация долгое время была сферой, которая была защищена от резких политических решений, объясняет он.

«История с Беларусью создала очень серьезный прецедент и очень негативный, когда фактически уничтожается авиационная отрасль страны… Распространение их [ограничительных мер] на Россию — даже во времена холодной войны это было нонсенсом, потому что это по сути было ударом по Чикагской конвенции о международном сообщении», — считает Пантелеев.

Это выходит за рамки складывавшихся десятилетиями представлений о том, как функционирует международная гражданская авиация, говорит эксперт. «В случае полномасштабного дипломатического конфликта с Россией на маршрутах между Европой и Юго-Восточной Азией могут остаться только азиатские компании», — считает Пантелеев.

Надежда на Минтранс

Правовые основания для введения санкций «не совсем очевидны», потому что пассажир приобретает билет на законных основаниях и не нарушает законодательство, считает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его мнению, ни в каких правилах авиаперевозок не говорится «мигрантов не везти», поэтому довольно сложно оценить, каким образом авиакомпания должна относить к «законным» или «незаконным» переселенцам. Да и создание прецедента, когда авиакомпания везёт «неудобного» кому бы то ни было пассажира и её за это «наказывают», по мнению эксперта, «грозит с открытием очень большого ящика Пандоры».

Зачистка неба: что будет, если «Аэрофлот» попадёт под санкции ЕССергей Булкин/NEWS.ru

По мнению Пантелеева, если ЕС введёт в отношении «Аэрофлота» какие-либо санкции и если они ударят по коммерческим интересам авиакомпании, то будут приняты зеркальные меры. При этом маловероятно, что со стороны Москвы будут введены меры, значительно превышающие по своим последствиям то, что будет принято в Брюсселе. Но если санкции приведут к тому, что «Аэрофлот» не сможет выполнить определённое количество рейсов в страны Евросоюза, очевидно, что и европейские авиакомпании лишатся возможности выполнять рейсы по аналогичному количеству направлений.

Эксперт уверен, что вряд ли ситуация в одночасье обернётся запретами и ограничениями на пролёт иностранных воздушных судов через воздушное пространство России.

Это, естественно, было бы не в интересах российской стороны, потому что мы получаем доходы от транзита за аэронавигационное обслуживание и так далее. Надеюсь, до этого не дойдёт, здравый смысл восторжествует, и европейцы будут заниматься латанием собственных границ, а не переносом проблемы на российские компании. Сценарий ограничения транзита маловероятен. О нём очень смело могут рассуждать наши депутаты и сенаторы, но Минтранс, я надеюсь, всё-таки займёт взвешенную позицию и будет принимать ответные меры именно зеркально.

28d6b1c0-4733-11ea-927b-fa163e074e61_80.jpg

Олег Пантелеев

исполнительный директор агентства «Авиапорт»

По его словам, другие российские компании вряд ли смогут заменить «Аэрофлот» на рынке и компенсировать отсутствие иностранных авиакомпаний в случае введения санкций. В международных перевозках существует практика межправительственных соглашений, которая определяет, какие рейсы и в каком объёме выполняют авиакомпании договаривающихся стран. По многим направлениям «Аэрофлот» является так называемым назначенным перевозчиком, и, как уточняет Пантелеев, если ему будут ограничены полёты в страны Евросоюза, то в отношении назначенных перевозчиков со стороны соответствующих европейских стран будут введены симметричные ограничения.

Зачистка неба: что будет, если «Аэрофлот» попадёт под санкции ЕССергей Булкин/NEWS.ru

Если на какой-то линии, например, работают две российских и две зарубежных авиакомпании, а «Аэрофлоту» закроют пять частот, то, соответственно, российская сторона закроет пять частот авиакомпаниям с той стороны. Если все пять частот выполняет одна авиакомпания, то не будет летать только одна, если эти пять частот делятся между двумя перевозчиками, достанется обоим. То есть будет реализованы зеркальные схемы, — разъясняет эксперт.

Откуда и как летят беженцы в Европу?

Беженцы, о которых идет речь, чаще всего попадают в Беларусь из Ирака, Сирии и Афганистана — стран с нестабильной обстановкой, в некоторых районах которых и вовсе идет война.

В 2020-2021 годах власти Беларуси отменили или существенно упростили визовый режим с 76 государствами, среди которых как раз Сирия, Ирак и Афганистан. В некоторых случаях для посещения Беларуси виза и вовсе была не нужна, в других ее ставили в аэропорту. При этом в 2021 году Беларусь значительно увеличила число рейсов в страны Ближнего Востока. Отследить мигрантов, которые стремятся попасть в страны Европы через Беларусь, в аэропортах вылета невозможно, поскольку они ничем не отличаются от обычных пассажиров.

Подпись к видео,

«Идите в Польшу.» Рассказы беженцев по обе стороны белорусско-польской границы

Однако регулярных прямых рейсов из Дамаска и Кабула в Минск нет. Аэропорт Кабула в последние месяцы был центром обострения ситуации в Афганистане, и до сих пор никаких свидетельств того, что оттуда выполняются регулярные пассажирские рейсы, нет.

Добраться из Сирии в Беларусь можно с пересадкой. Из Дамаска самолеты летают в Дубай, Багдад, Москву или Бейрут. С этими городами связана столица Беларуси.

Согласно сервису Flightradar24 (сервис агрегирует данные о перелетах), между Минском и Багдадом регулярно совершает рейсы иракская компания Fly Baghdad. Это частный авиаперевозчик со сравнительно небольшим флотом из шести самолетов — пяти Boeing 737 различных модификаций и одного Bombardier CRJ-200.

Рейсы из Багдада в Минск и обратно ( IF621 и IF622 соответственно) обычно выполняют на Boeing 737. На момент написания материала последний раз рейс IF621 выполнялся 14 августа, следует из данных Flightradar24. В расписании также обозначены рейсы на 21 и 28 октября, 4 и 11 ноября, но информации о том, были ли они выполнены, в этом сервисе нет.

При этом рейс 11 ноября был отслежен другим аналогичным сервисом Flightstats.com. Согласно этому сервису, самолет должен был приземлиться по расписанию в 13:30. На карте этот рейс обозначен как незавершенный. Одна из возможных причин этого — выключение в самолете транспондера, который передает координаты лайнера.

Судя по информации из онлайн-сервиса слежения за полетами гражданской авиации, частная сирийская компания Cham Wings выполнила четыре прямых рейса из Ирака в Беларусь — два в ноябре и два в октябре. Но эта компания уже находится под американскими санкциями с 2016 года. США обвинили ее в перевозке боевиков, военного оборудования и вооружений в интересах правительства Башара Асада. Министерство финансов США убеждено, что она действует под управлением иранского корпуса Стражей исламской революции.

Fly Baghdad продает билеты на прямые рейсы из Багдада в Минск, их можно купить на различных онлайн-сервисах по продаже авиабилетов.

Автор фото, Artem Geodakyan/TASS

Подпись к фото,

Долететь из стран Ближнего Востока в Минск можно стыковочными рейсами, некоторые из них делают пересадки в Москве

При этом в списке маршрутов, которые связывают аэропорт Минска с Багдадом, фигурирует другой перевозчик — небольшая грузовая авиакомпания Gulf and Caribbean Cargo, зарегистрированная в США. Обнаружить связь этой компании с Беларусью по открытым источникам не удалось.

Перелететь из Багдада в Минск можно также непрямыми, стыковочными рейсами. При этом пересадка обычно делается в Москве или Стамбуле. Днём 11 ноября в сервисе поиска и бронирования авиабилетов Skyscanner.net можно было купить билет на вечерний совместный рейс Qatar и «Белавиа» с пересадками в Дохе и московском аэропорту Шереметьево. На следующий день были билеты на стыковочные рейсы с пересадками в турецких и российских аэропортах, в которых на некоторых этапах полета участвовали авиакомпании «Белавиа», «Аэрофлот», Turkish Airlines и Fly Baghdad.

«Регулярный рейс. На него могут купить билеты все, кто отвечает всем требованиям, которые авиакомпания предъявляет к своим пассажирам, то есть имеют паспорт, ведут себя прилично и купили билет. Каким образом можно определить, является ли этот человек курдским беженцем или не является? Если он купил билет, он купил билет», — объясняет гендиректор агентства «Инфомост Консалтинг» Борис Рыбак.

Эксперт считает, что оснований для претензий к коммерческим авиаперевозчикам третьих стран быть не может.

Автор фото, Ramil Nasibulin/BelTA/TASS

Подпись к фото,

Власти Беларуси в последние годы резко ослабили визовый режим со странанми Ближнего Востока и Африки

Увеличение числа рейсов, по его словам, также не может быть признаком того, что перевозчик участвует в кампании по перевозке мигрантов. «Если, допустим, Беларусь начинает легче выдавать визы и образовался поток, то нормальная реакция авиакомпании — поставить на это направление либо самолеты побольше, либо частоту увеличить, если это можно сделать в рамках двусторонних правительственных соглашений», — считает эксперт.

В последние дни власти Беларуси ужесточили условия приезда в страну. В частности, отменили выдачу виз в аэропорту для граждан Сирии, Ирана, Афганистана, Нигерии и Йемена.

Удар будет колоссальным

Главный редактор портала Avia.ru и эксперт комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Роман Гусаров также обратил внимание, что межправительственные соглашения об авиаперевозках предусматривают полёты на паритетных началах. Поэтому «ущемление» «Аэрофлота» в тех странах, куда летают его воздушные суда, автоматически повлечёт аналогичные действия Москвы в отношении иностранных компаний. В таком случае сторонам придётся вести новые межправительственные переговоры о согласовании новых авиаперевозчиков вместо «Аэрофлота», если их готовы принять к себе другие страны.

По мнению Гусарова, «Аэрофлот» явно не причастен к миграционному кризису в Белоруссии. А предположения, что компания возила «каких-то нелегальных мигрантов через Москву» — это «просто бред».

Никогда бы погранслужба не пустила на территорию РФ людей без виз, а на территорию Белоруссии из Стамбула «Аэрофлот» не летает. Как мне кажется, это такая страшилка, и я надеюсь, что в Европе прекрасно понимают, что если запретят летать «Аэрофлоту», то они накажут сами себя. Их авиакомпании не смогут не только летать на территорию РФ, но и выполнять транзитные рейсы через нашу страну в Азию. А это будет колоссальным ударом по бизнесу, потому что это огромный пассажиропоток. Другой путь очень длинный и дорогой. И, кстати, в своё время право пролёта через российскую территорию им предоставил именно «Аэрофлот», отказавшись летать на этих маршрутах. Это право было предоставлено европейским авиакомпаниям, за то они платят компенсацию.

8c762164-42ec-11ec-af1e-96000091f725_80.jpg

Роман Гусаров

главный редактор портала Avia.ru

Действия Евросоюза могут ударить и по сотрудникам российской авиакомпании. Такое мнение в интервью NEWS.ru высказал президент Шереметьевского профсоюза лётного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов. По его мнению, всё зависит от того, какие санкции будут приняты.

Если речь будет идти об ограничении полётов, то, конечно, это отразится на работниках авиационной отрасли, потому что работа, по сути, сдельная у всех. И проводники, и пилоты получают за налёт [часов]. У них есть оклад, надбавки определённые, но очень существенная часть зарплаты — это оплата полётного времени. Если они летать не будут, то не будет и этой оплаты. Если это продлится очень долго, то тогда могут пойти и сокращения персонала.

8922a60a-4dab-11ea-91ad-fa163e074e61_80.jpg

Игорь Дельдюжов

президент Шереметьевского профсоюза лётного состава

Профсоюзный лидер выразил при этом надежду, что такой сценарий развития событий не будет реализован. Дельдюжов посоветовал сторонам руководствоваться разумом, который должен возобладать.

Зачистка неба: что будет, если «Аэрофлот» попадёт под санкции ЕС

Как развивался миграционный кризис?

Кризис с мигрантами на белорусско-польской границе развивался в последние несколько месяцев — и он тесно связан с политическими событиями внутри страны.

На Западе считают, что он был искусственно создан Минском и персонально Александром Лукашенко. Там убеждены, что он с помощью мигрантов ведет гибридную войну с Западом, не признавшим его победу на президентских выборах в 2020 году.

Отношения Беларуси с западными странами ещё сильнее обострились после того, как 23 мая в Минске был принужден к посадке самолет ирландской авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. В нем находились белорусский оппозиционный журналист Роман Протасевич и его подруга София Сапега. Они были задержаны белорусскими силовиками.

В Европе остро отреагировали на этот инцидент. После ареста Протасевича лидеры стран Евросоюза призвали всех базирующихся в Европе авиаперевозчиков прекратить полеты в Беларусь и над ее территорией, а также поручили запретить полеты самолетов «Белавиа» в европейском воздушном пространстве и использование ими аэропортов ЕС.

25 мая Александр Лукашенко, выступая перед белорусскими депутатами, прокомментировал инцидент и реакцию европейских стран: «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить», — цитировало слова Лукашенко агентство Интерфакс.

Между тем в конце октября «Белавиа» отправила три своих новых самолета Embraer E195-E2 в Алма-Ату «на временную стоянку». Тогда российские эксперты сочли, что это стало последствием запрета на полеты самолетов «Белавиа» в Европу и, соответственно, снижением доходов от их использования.

Чиновники некоторых стран Евросоюза считают, что кризис с мигрантами связан не только с Минском, но и с Москвой.

Автор фото, Ramil Nasibulin/BelTa/TASS

Подпись к фото,

В Европе считают, что Россия может быть виновата в миграционном кризисе

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил: «Лукашенко является исполнителем последней атаки. Но у этой атаки есть заказчик, который находится в Москве. И этот заказчик — президент Путин».

Российские власти категорически отвергают эти обвинения. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал слова Моравецкого безответственными и неприемлемыми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...