«Яндекс.такси» испугалось покупать одного из главных конкурентов — такси «Везет» — CNews

«Яндекс.Такси» снова объявила о покупке активов группы «Везет» за $178 млн. Первую сделку в 2019 году заблокировала ФАС. За это время, по мнению аналитиков, доля «Везет» на рынке такси, а также стоимость самой компании упали в два раза. Но после прис

Детали сделки

О том, что «Яндекс.Такси» приобретает часть бизнеса «Везет», компания сообщила во вторник, 2 февраля. Сделка подразумевает покупку лишь части активов «Везет», действует в ограниченном количестве регионов (они не раскрываются) и не распространяется на программное обеспечение, сообщила компания. По условиям сделки нынешние акционеры такси «Везет» получат до $178 млн во втором квартале 2021 года, если достигнут определенных ключевых показателей эффективности и этапов интеграции, которые также не раскрываются. Точный размер доли сервиса «Везет», которую получит «Яндекс.Такси», неизвестен. 

Пользователи «Везет» смогут по-прежнему вызывать такси по телефону или в приложении «Яндекс Go». Водителям «Яндекс.Такси» предложит подключиться к собственной платформе распределения заказов «Яндекс.Про». Топ-менеджеры группы «Везет» после сделки также перейдут в «Яндекс.Такси».

По данным аналитиков Goldman Sachs (GS), доля «Везет» на российском рынке такси составляет сейчас менее 10%, причем сервис лучше представлен в небольших городах с населением от 100 000 человек, чем в столицах. 

«Яндекс.Такси» покупает не всю компанию «Везет», а только часть, подтвердил партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. UFG Private Equity стал крупнейшим акционером ГК «Везет», вложив в нее в мае 2017 года около $100 млн. По словам Акопьяна, UFG пока остается акционерами «Везет». В 2019 году доля фонда составляла 33,81%, он был крупнейшим акционером компании.

История вопроса

Объявление о покупке «Везет» «Яндекс.такси»сделал в июле 2019 г., когда и было подано первое ходатайство в ФАС. Поусловиям сделки, «Яндекс.такси» должен был выкупить софт и колл-центры «Везет».До конца 2019 г. нынешние акционеры «Везет» должны были получить до 3,6% акций «Яндекс.такси»и до $71,5 млн при условии успешного достижения KPI.

yandeks.taksi600.jpg

«Яндекс.такси» меняет параметры сделки по покупке «Везет»

После закрытия этой сделки «Яндексу» бы принадлежало 56,2% «Яндекс.такси»,у Uber было бы 35%, еще 5,3% — у сотрудников компании в рамках программыпоощрения.

В течение трех лет «Яндекс.такси» планировал вложить около 8млрд руб. в развитие такси в регионах. Из них примерно 4 млрд руб. должны былипойти на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, а остальное— на поддержку местных таксопарков и водителей. При этом планировалось, что водителии таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу«Яндекс.такси».

Что изменится для водителей?

Чтобы продолжить работать в такси, водителям «Везет» придется зарегистрироваться в приложении «Яндекс.Про». Если при авторизации использовать тот же номер телефона, что был в приложении, ваш рейтинг будет автоматически перенесен. Брендированные автомобили с логотипами переклеивать не нужно. Продолжать поездки можно на них.  Даже те водители, которые были заблокированы в «Везет», могут начать работать в «Яндекс.Такси», но для этого необходимо уточнить условия и обратиться в техподдержку.

Главный плюс перевода водителей «Везет» в «Яндекс.Go» — заказов будет больше. Особенно в регионах. Соответственно, вырастет и доход. Водители смогут зарабатывать до 4000 ₽/день. Кроме того, приложение «Яндекс.Про» прокладывает самый быстрый маршрут с учетом пробок в реальном времени. Подключиться к агрегатору «Яндекс.Такси» может каждый водитель старше 21 года с водительским стажем более 3 лет.

Однако «Яндекс» предъявляет более высокие требования к автомобилям и водителям, поэтому многим придется перестраиваться. От каждого водителя ожидается владение русским языком на уровне с пассажиром, знание города и соблюдение профессиональной этики. Кроме того, некоторые машины, на которых таксисты работали с предыдущим агрегатором, Яндекс может «забраковать». К поездкам допускаются автомобили определенных марок и моделей с ограничениями по году выпуска. Требования ужесточаются в зависимости от класса такси: Эконом, Комфорт, Комфорт+, Бизнес и др. Поэтому чтобы продолжить работать с новым сервисом, некоторым водителям придется сменить автомобиль.

Концентрация активов

«Яндекс. Такси» готовил сделку по приобретению части активов ГК «Везет» с 2019 года. Тогда планировалось в течение трех лет вложить около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси и доставки в регионах России. Однако летом 2020 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не дала разрешение на сделку, так как она могла усилить доминирующее положение одного игрока на рынке. В одних руках могло сконцентрироваться до 70% общероссийского рынка агрегаторов такси, а в 19 субъектах Федерации эта доля превысила бы 80%. Чтобы предотвратить появление монополиста, государство воспрепятствовало слиянию.

Однако спустя полгода покупка была совершена. Руководство компаний пошло другим путем и ограничило объемы активов, благодаря чему разрешение на сделку от ФАС уже не потребовалось.

Сумма сделки составила 178 миллионов долларов. Эти средства будут выплачиваться частями по мере интеграции, которая завершится во втором квартале 2021 года.

Как заявили в пресс-службе «Яндекс. Такси», «в компании рассчитывают, что сделка позволит улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности — предложить жителям регионов экспресс-доставку посылок и грузов».

«Мы ожидаем, что совокупное количество машин на линии и плотность заказов вырастет, среднее расстояние до клиента, время в пути до него и, соответственно, холостой пробег — снизятся, — рассказывает представитель PR-службы „Яндекс.Такси“ Ася Паноян. — Чем больше времени водитель будет проводить в дороге с пассажирами, а не „пустым“, тем выше полезный пробег, тем больше времени за смену он зарабатывает деньги. Таким образом, в результате сделки и перевода водителей на единую платформу мы ожидаем повышения самого важного показателя для водителя: его дохода за час работы.

Кроме того, мы планируем активнее развивать логистику в регионах, что, с одной стороны, позволит водителям увеличить доход за счет диверсификации, а пользователи получат доступ к экспресс-доставке».

Из-за чего «Яндекс» разошелся со Сбербанком

Смотреть

Покупка «Яндексом» всех активов группы компаний «Везет» грозила сосредоточением 70% рынка в одних руках, заявляли в ФАС. В самом «Везет» не согласились с такой оценкой. Там были уверены, что антимопольная служба неправильно посчитала объем рынка и занизила показатель почти в два раза.

Иван Корякин, Лилия Галявиева

Без ФАС

В 2019 году «Яндекс.Такси» уже объявляла, что договорился о покупке «Везёт». Но тогда компания намеревалась купить не только call-центры, но и другие активы. «Яндекс» несколько раз подавал ходатайства на одобрение сделки в ФАС, но в 2020-м ведомство ее запретило. Теперь компании пересмотрели структуру сделки: по их словам, она больше не попадает под критерии договоров, требующих согласования с антимонопольным органом. О том, что это другое соглашение, свидетельствует и стоимость — в два раза ниже объявленной ранее.

ФАС заявила, что проведет проверку в связи с заявлением «Яндекса». О необходимости процедуры говорит и представитель профсоюза «Таксист», член общественного совета Минтранспорта России Андрей Попков. По его мнению, сделка может привести к монополизации на рынке.

Депутат, член комитета Госдумы по транспорту и строительству, Сергей Тен напротив отмечает, что соглашение приведет к усилению конкуренции и сокращению нелегального и полулегального рынка. Кроме того, отмечает парламентарий, улучшится уровень и качество услуг.

— Мы все привыкли уже в крупных городах пользоваться современными удобными приложениями, сделка поможет распространить эти технологии, — пояснил он.

Сколько стоит «Везет»

Вряд ли стоимость всего бизнеса «Везет», включая активы, которые останутся у оператора такси, отличается от суммы сделки с «Яндекс.Такси», говорит аналитик «Открытия Брокер» Тимур Нигматуллин. «Экономический смысл сделки — фактически покупка ключевых активов бизнеса «Везет», считает он. С этим согласен аналитик по телекоммуникациям и медиа из Райффайзен Банка Сергей Либин. Если «Везет» продали кол-центры и логистику, значит, у компании остается часть бизнеса, которая включает заказы такси через приложение, рассуждает Либин. Но в приложениях,  полагает эксперт, будет происходить постепенная миграция в «Яндекс» и «Ситимобил» по мере развития экосистем этих компаний. «Оставшаяся часть не особо интересна с точки зрения покупки и, следовательно, не имеет большой ценности», — резюмирует Либин. 

Аналитики SOVA Capital также указывают, что, по их оценкам, заказы такси по телефону генерируют основную часть заказов ГК «Везет».

По оценке «ВТБ Капитал», доля «Везет» на рынке сократилась с 12% в 2019 году до 5-6% в 2020 году. Это связано с пандемией COVID-19, из-за которой весь российский рынок легального такси сократился до 35-41 млрд рублей, говорится в отчете. Весь легальный рынок такси в 2019 году оценивался  более чем в 700 млрд рублей.

Исходя из предположения, что «Яндекс.Такси» фактически перейдет 75% оборота «Везет», сделка подразумевает значение коэффициента EV/GMV в 0,5x, указывал в отчете «ВТБ Капитал» аналитик Владимир Беспалов. Для сравнения: Uber по этому коэффициенту на 2020–2021 годы можно оценить в 1,3–1,7x. «Другими словами, даже если применить значение 1x к расчетному обороту «Везет», который может перейти в «Яндекс.Такси», потенциальный прирост стоимости составит около 100% к цене сделки, или до 1% на одну акцию «Яндекса», — считает Беспалов.

По словам Либина, можно предположить, что после продажи значительной части активов «Яндекс.Такси» развитие оставшейся части «Везет» явно замедлится. 

«Яндекс.Такси» в 2019 году уже планировала совершить сделку с компанией «Везет», но ее заблокировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 

«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить

Структура рынка

Эксперты считают, что российский рынок такси остается растущим и еще далек от насыщения. Ему предрекают рост на 75% к 2025 году. Но на отрасль повлияла пандемия коронавируса. По оценкам специалистов, во время карантина количество поездок «Везёт» упало на 60%, в некоторых городах — до 80%. Компания в течение всего 2020 года проводила реструктуризацию call-центров и оптимизировала штат.

По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», доля «Везёт» на рынке такси в 2020-м из-за пандемии могла упасть до 5-6% с 12% в 2019-м. Это привело к сокращению оборота компании до 35-41 млрд рублей по итогам года, считают эксперты. Кроме того, «Ситимобил» и новые игроки (например, вышедший недавно в России китайский гигант Didi) тоже повлияли на сокращение доли «Везёт».

Как отмечает председатель МТПП Богдан Коношенко, такое снижение в первую очередь могло бы сказаться на водителях, которые утратили возможности для заработка.

— Надо учитывать, что в такси часто идут работать в непростых условиях, например при потере основного места работы. Такое падение уровня заказов популярного регионального игрока не может не привести к серьезным негативным последствиям для таксомоторного рынка, — отметил он.

Тен добавляет, что для минимизации рыночных перекосов отрасли необходимы контроль и регулирование.

— Есть момент, который нужно мониторить — это цены на перевозки. Вырастут ли они с появлением такого крупного игрока? Это в том числе вопрос работы над регулированием. Закон о такси вызывает много споров, и срок его рассмотрения, конечно, затянулся, но для этого есть объективные причины — рынок всё еще находится на стадии формирования, поэтому имеет смысл учесть в законе все возможные нюансы, чтобы не пришлось потом бесконечно менять его с помощью поправок, —подчеркнул эксперт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что консолидация рынка — закономерный шаг.

— Белый сегмент рынка переходит от количественного роста к качественному: мелкие игроки в одиночку не смогут решить проблемы качества, они вынуждены будут объединяться, — добавил он.

Возможные ограничениясо стороны ФАС

В то же время, еще 11 сентября 2019 г. с резкимивозражениями против описываемой сделки в ФАС обратился сервис заказа такси Gett.Как сообщал «Коммерсант», с точки зрения Gett, сделка усилит доминирование«Яндекс.такси» на рынке, позволив компании наращивать стоимость поездок иснижать доходы водителей.

От больших данных к озеру данных: почему складировать все в одно мега-хранилище — не лучший вариант

Интеграция

Неделю спустя, 18 сентября 2019 г. появилась информация отом, что ФАС не исключает, что решение по сделке может быть разным взависимости от региона. Если ведомство выявит нарушение конкуренции, то «Везет»может получить от него предписание продать часть бизнеса не «Яндексу», а егоконкурентам. Об этом сообщил глава ФАС ИгорьАртемьев.

«Речь идет о том, что есть достаточно большие, но при этомчетко очерченные границы нескольких рынков на территории России, там ситуациябудет разная при этом слиянии, — цитирует его слова “Интерфакс». — Вполневозможно, что по отдельным округам они (данные) будут разными. Тогда, если онибудут разными, мы заставим в тех округах, где будут нарушения конкуренции, этотбизнес продать не “Яндексу”, а другому их конкуренту».

Артемьев тогда же подчеркнул, что эти данные службасобирается получить до конца сентября 2019 г. «Посмотрим, какие будут цифры», —сказал он.

Как отреагирует ФАС?

Между тем ФАС объявила, что проверит информацию о покупке компанией «Яндекс. Такси» части активов группы «Везет» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и необходимости ее согласования с ведомством.

В соответствии с законодательством РФ, сделки требуют согласия антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов покупателя превышает 7 млрд руб. или если его суммарная выручка превышает 10 млрд руб., а суммарная стоимость активов предмета сделки превышает 400 млн руб.

Международная IT-компания «Яндекс. Такси» включает в себя онлайн-заказ такси, каршеринг, фудтех и логистику. Компания управляет брендом «Яндекс Go», а также сервисами «Яндекc. Драйв», Uber Russia, Yango, «Яндекс. Еда», «Яндекс. Лавка», Ultima и сервисами экспресс-доставки продуктов питания и отправки посылок и грузов.

Слияние с ГК «Везет» позволит получить частичный контроль над агрегаторами такси «Сатурн» и «Рутакси» и логистическими сервисами, работающими более чем в 100 городах России.

Как водителям «Везет» подключиться к Яндекс.Такси?

Таксопарк Народный выполняет подключение водителей «Везет» к агрегатору «Яндекс.Про». Мы помогаем:

  • зарегистрироваться в приложении;
  • научиться пользоваться сервисом;
  • находить высокооплачиваемые заказы;
  • разблокировать аккаунт;
  • понять, как быстро наработать рейтинг и перейти на новый уровень;
  • разобраться с оплатой за выполненные заказы;
  • подготовить автомобиль к работе.

Наш таксопарк предоставляет оперативную техподдержку всем водителям. Также мы помогаем брендировать ваш автомобиль, чтобы водитель получил дополнительный приоритет в городе и более оплачиваемые заказы. Оклейка выполняется сертифицированными партнерами и занимает не более 1 часа.

Сотрудничая с нами, водители получают свободный график и ежедневный вывод денег без дополнительных комиссий и штрафов. Кроме того, мы дарим скидки на шиномонтаж, запчасти и автомойки от наших партнеров. Чтобы узнать подробности или подключиться к агрегатору, оставьте заявку на нашем сайте или позвоните: 8 (800) 551 0827.

Конкуренты против

Против сделки выступил «Ситимобил», который активно развивает бизнес в регионах. Его представители заявили, что договор создаст риск формирования монополиста в сегменте агрегаторов такси.

Эксперты обращают внимание, что ранее «Ситимобил» придерживался противоположной позиции и поддерживал объединение «Яндекс.Такси» и «Везёт». Как сообщает РБК, ранее врио гендиректора «Ситимобил» Виталий Бедарев и гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич направили тогдашнему главе ФАС Игорю Артемьеву совместное письмо, в котором указали, что «в настоящее время сделки по объединению сервисов заказа такси являются спасательным кругом для самих сервисов, водителей, населения и государства».

Шапарин предполагает, что смена позиции «Ситимобил» отражает отсутствие четкой бизнес-стратегии компании в регионах.

— Инсайдеры отмечали, что «Ситимобил» еще прошлой весной готовил почву для объединения с другим крупным агрегатором такси. Уже тогда его доля начала снижаться, и команда искала любой способ остановить это падение и оправдать большие инвестиции своих акционеров. Прошлым летом в России внезапно появился Didi, это явно спутало планы. Очевидно, что на фоне пандемии достаточно сложно делать долгосрочные прогнозы на то, каким будет рынок через год. Но я ставлю на последовательных игроков, — сказал он.

Несколько фактов о «Яндекс.такси»и «Везет»

Группа компаний «Везет» была образована в 2017 г. врезультате объединения активов «Сатурн» и Rutaxi. Сейчас группа управляетсервисами заказа такси «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi. Они доступныв 123 городах России. Сделка по объединению была реализована при поддержке UFGPrivate Equity, инвестировавшего в проект около $100 млн. В декабре 2017 г. в группу«Везет» инвестировал фонд Almaz Capital. Летом 2018 г. Mail.ru Groupпредоставила группе заем с правом конвертировать его в долю в бизнесе.

Что касается «Яндекс.такси», то в феврале 2018 г. онобъединил с Uber бизнесы по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане,Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Стороны тогда оценили совместныйбизнес более чем в $3,8 млрд. Как указывает «Интерфакс», в материалах «Яндекса»сообщалось, что доля интернет-компании в совместном-предприятии составляет 61%,у Uber — 37,96%, еще 1,04% — у сотрудников.

Объединенная компания «Яндекс.такси» и Uber — MLU B.V. —управляет сервисом онлайн-заказа поездок под брендами «Яндекс.такси», Uber иYango.

  • В каком ЦОД разместить оборудование Colocation? Найти ответ на ИТ-маркетплейсе Market.CNews

Что это дает «Яндекс.Такси»

Покупка активов «Везет» позволит «Яндекс.Такси» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, заявляла компания. «Яндекс.Такси» сможет предложить своим клиентам в регионах услугу экспресс-доставки посылок и грузов, говорилось в официальном сообщении.

Аналитики GS считают, что «Яндекс.Такси» сможет укрепить свои позиции на российском рынке, особенно в небольших городах и в подсегменте вызовов такси по телефону, что все еще востребовано среди некоторых пользователей. Сделка особенно актуальна для «Яндекс.Такси» из-за того, что конкуренты «Ситимобил» и китайский DiDi растут в регионах, считают аналитики GS. Сделка поможет укрепить позиции «Яндекс.Такси» в регионах и поддержать развитие логистических услуг (экспресс-доставку продуктов, отправку посылок и перевозку грузов), говорится в отчете «ВТБ Капитал». 

Контекст

В 2019 году доля «Яндекс.Такси» на рынке оценивалась в 27%, еще 12% было у группы «Везет», 9% — у сервиса «Максим», 5% — у Gett, 1% — у «Ситимобила». При этом рынок постепенно консолидируется: в 2017 году «Яндекс.Такси» создала совместное предприятие с Uber. В середине 2019 года Mail.Ru Group и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия (СП) в сфере транспорта и еды на базе «Ситимобила» и Delivery Club. В общий бизнес они обещали вложить до 64,6 млрд рублей, а в августе 2020 года года объявили о дополнительных инвестициях в размере 12 млрд рублей в СП.

Кроме того, на российский рынок такси выходят новые игроки из других стран. В 2019 году в Санкт-Петербург вышел эстонский агрегатор такси Bolt. По собственным данным компании, в мире приложением пользуются 25 млн человек. В 2020 году в Казань вышел крупнейший китайский агрегатор такси Didi Chuxing, который занимает 99% китайского рынка таксомоторных перевозок. Сейчас сервис представлен более чем в 15 городах России.

Новые игроки

Конкурентная борьба в последнее время становится интенсивней. Рынок сильно меняется благодаря масштабным инвестициям разных компаний — и российских, и иностранных. Вице-президент РСПП Игорь Вдовин отметил, что с приходом новых игроков конкуренция будет нарастать.

— Рынок такси и логистики активно развивается, есть игроки, которые работают на рынке давно и закрепились в разных нишах («Ситимобил», «Максим», Gett, InDriver). Кроме того, сейчас мы видим, как на него заходят новые игроки — DiDi и Bolt. Видя, как Didi заходит на другие рынки, можно предположить, что он будет делать это достаточно активно, а значит, конкуренция будет только усиливаться. В результате этого выиграют все участники — пассажиры, которые получат более качественный сервис и водители, которым будет обеспечен стабильный заработок, — считает он.

Необходимость противопоставления сильного местного игрока китайскому агрегатору отмечает и депутат Госдумы Александр Якубовский.

— У китайского сервиса по заказу такси Didi огромные планы экспансии, неясно, куда они отправляют наши с вами данные — не только наши номера телефонов, но и наши маршруты, платежные данные, навигационные и так далее. Более того, они агрессивно демпингуют, стараясь завоевать рынок с крайне низким качеством услуг. Учитывая огромное количество денег у китайцев, это большая угроза для безопасности — не только «Яндекса», а вообще страны. Укрупнение российских компаний позволит бороться с этим, — заключил он.

Гибридный дирижабль, беспилотные такси и Hyperloop: транспорт будущего в настоящем

Гибридный дирижабль, беспилотные такси и Hyperloop: транспорт будущего в настоящем

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...