ВТО дали последний шанс – Экономика – Коммерсантъ

Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва. Страны с развитой и развивающейся экономикой пытались договориться о либерализации торговых барьеров. Однако сытый голодного не разумеет, равно, как и наоборот, и долгая история споров и рассуждений 29 июля завершилась провалом. Никаких перемен в мировой торговле не произошло.

Эволюция

К своему нынешнему виду Всемирная торговая организация (ВТО) шла сложным путем последовательных эволюционных преобразований, одним из которых мог стать Дохийский раунд переговоров. Первым в 1946 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), определяющее таможенные ставки и торговые квоты, которые были призваны наиболее эффективно поддержать послевоенную экономику стран.

С развитием технологий и финансовой системы соглашение ГАТТ потребовало расширения до новых областей, например, интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Появилась необходимость создания единой организации, которая стала бы следить за исполнением всеми странами-членами торговых соглашений.

Прежде, чем торговая организация оформилась в конце 20 века, страны-члены ГАТТ провели несколько переговоров, самыми долгими из которых стали раунд Кеннеди, продлившийся с 1962 по 1967 год, и Уругвайский раунд, на который ушло 8 лет. В 1995 году появилась ВТО.

Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО.

В мае 2008 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Дохийский раунд закончится успешно с вероятностью в 60 процентов. Однако согласие достигнуто не было — ни одна из сторон не захотела идти на уступки, считая именно свою систему субсидирования сельского хозяйства и таможенных пошлин наиболее выгодной для отечественных производителей.

Какая польза России от вступления в ВТО

По мнению экспертов Moody’s, потребуется не меньше трех-пяти лет для того, чтобы облегчение доступа российских компаний на зарубежные рынки и унификация законодательства положительно сказались на кредитном имидже российского бизнеса. Пока 68% опрошенных агентством респондентов не заметили каких-либо изменений (17% дали негативную оценку, 15% — позитивную). Выиграли же от присоединения к ВТО в первую очередь крупные ритейлеры-импортеры, а также дистрибуторы международных сетей в потребительском секторе. Рейтинги этих компаний за год заметно улучшились, говорится в отчете агентства. Читайте подробнее

Татьяна Конищева

Между Сциллой и Харибдой

Девять дней назад, когда начинались нынешние переговоры в рамках Дохийского раунда, многие из стороны договорились практически по всем пунктам нового соглашения о свободной торговле. Китай, США и Евросоюз согласовали даже компромиссные условия по вопросам снижения импортных тарифов и сокращения субсидий сельскому хозяйству.

Компромиссные условия предусматривали, в частности, что развивающаяся страна может повысить ввозные пошлины на конкретную сельхозпродукцию, если ее импорт увеличится более чем на 40 процентов. Позже некоторые пункты компромиссного соглашения вызвали недовольство сторон. В частности, Индия стала настаивать на том, чтобы этот порог был снижен до 10 процентов.

В ходе переговоров Содиненные Штаты выступали против позиции Индии, Китая и Индонезии, предусматривающей принятие мер по защите отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта. При этом китайская сторона заявила, что Вашингтон старался акцентировать переговоры на тех сферах, в которых у Запада есть преимущество. Речь шла о машино- и автомобилестроении.

Совершенно особую позицию заняла Франция. Представитель французского правительства Люк Шатель (Luc Chatel) заявлял, что Франция не станет подписывать соглашение о либерализации мировой торговли в его нынешнем виде. По его словам, необходимо защищать интересы европейской промышленности. Кроме того, недовольство Франции вызвало отсутствие договоренности указывать географическое происхождение на продовольственных товарах, особенно, вине. Об отказе подписывать итоговое соглашение также заявлял и президент Франции Николя Саркози.

Тем не менее некоторые подвижки в рамках переговоров сделаны все же были. Так, Евросоюз и США предложили сократить собственные сельскохозяйственные субсидии. Соединенные Штаты согласились снизить госинвестиции в сельское хозяйство с 48 миллиардов долларов до 15 миллиардов долларов, а Евросоюз — на 60 процентов.

В любом случае это заявление было воспринято развивающимися странами двояко. Дело в том, что по данным Торгового представительства США, за последний год американское сельское хозяйство получило лишь семь миллиардов долларов, поскольку из-за ипотечного кризиса появилась необходимость уделять большее внимание другим секторам экономики. Примерно такая же ситуация сложилась и в Евросоюзе, который также может позволить себе безболезненно уменьшить объем инвестирования в сельское хозяйство.

Не исключено, что именно поэтому развивающиеся страны отвергли предложение США и ЕС. Ведь, по заявлению бразильской стороны на предыдущих переговорах итак были сделаны значительные уступки. По мнению Китая, он имеет право устанавливать высокие защитные тарифы на сахар, хлопок и рис. Вдобавок, представитель КНР заявил, что в проекте соглашения о либерализации торговли развитые страны получают слишком серьезные экспортные преимущества в области машиностроения, торговли автомобилями и химикатами.

Аграрное лобби в США

Охарактеризуем участников аграрного лобби в США, заинтересованных в воздействии на выработку современной внешнеторговой политики Америки. Прежде всего отметим одну из старейших организаций — АФФБ, на повестке дня которой стоят следующие вопросы. Во-первых, официальная позиция этой федерации в отношении Дохийского раунда заключается в том, что необходим баланс между снижением субсидий развитыми странами и открытием рынков развивающимися странами. Кроме того, эта организация выступает против специальных переговоров по хлопку, этот товар должен рассматриваться наряду с другими. Основной задачей АФФБ считает улучшение экспортных возможностей для американского сельского хозяйства. Во-вторых, ратификация в 2011 году Конгрессом США соглашения о свободной торговле с Южной Кореей приведет к увеличению сельскохозяйственного экспорта на 1,9 млрд долларов в год, тогда как аналогичные договоры с Колумбией и Панамой — на 370 млн и 46 млн долларов в год соответственно. В 1999–2011 годах на продвижение этих и других целей данная федерация потратила более 90 млн долларов.

Несколько слов об отраслевых заинтересованных группах в сельском хозяйстве. Американский сахарный альянс (АСА) — это одно из самых могущественных специализированных объединений фермеров, созданное в 1983 году. В отношении Дохийского раунда переговоров эта организация констатирует «состояние паралича» и отмечает, что акцент будет перенесен на заключение региональных торговых соглашений, при разработке которых интересы американских производителей сахара должны быть учтены. В ответ Дэйв Миллер, старший переговорщик иностранной сельскохозяйственной службы министерства по сельскому хозяйству США, заявлял, что администрация США понимает важность этой сферы и планирует всеми средствами защищать интересы американских фермеров. В 1999–2011 годах альянс потратил на представительство своих интересов в органах государственной власти США более 20 млн долларов.

Национальный хлопковый совет Америки (НХСА), основанный еще в 1938 году, также представляет собой крайне влиятельную силу в Вашингтоне и в ходе переговоров по Дохийскому раунду не раз высказывал свою позицию. С 1999-го по 2011 год НХСА израсходовал на лоббизм в Вашингтоне более 5 млн долларов.

Национальный совет по курятине (НСК, National Chicken Council) представляет интересы производителей курицы с 1954 года. Для этой организации одной из ключевых проблем является рассматриваемый в ВТО торговый спор между США и КНР по поводу антидемпингового расследования Китая в отношении экспорта американской курицы. Китай, используя методику «средней стоимости производства», полагает, что американский экспорт получает нерыночные преимущества за счет государственных субсидий производства зерновых культур, используемых при выращивании цыплят. США считают, что в антидемпинговых расследованиях в качестве точки отсчета следует использовать внутренние американские цены на курятину. Более того, НСК в официальном заявлении постулирует, что «американское птицеводство не получает государственных субсидий и не является бенефициаром программы дотирования зерновых». В 1999–2011 годах лоббистские расходы этого совета составили около 3 млн долларов.

В 2002–2008 годах, когда были приняты последние законы о господдержке фермеров, количество структур, которые лоббировали свои интересы в сфере аграрной политики США, увеличилось с 461 до 677, в совокупности их расходы выросли с 172 до 412 млн долларов в год, по подсчетам автора статьи, основанным на базах данных по закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности». За тот же период количество корпораций, ассоциаций, профсоюзов, которые указали в своей отчетности Дохийский раунд переговоров в качестве предмета лоббистской деятельности, увеличилось с 2 до 37. Расходы на отстаивание интересов в этих переговорах увеличились с 3 млн до 127 млн долларов.

Среди объединений бизнеса следует отметить Торговую палату США, которая призывает участников переговоров достичь компромисс, который будет включать как сокращение субсидирования аграрного сектора, так и мер по снятию нетарифных барьеров.

Аграрное лобби Америки проявляет повышенную активность при отстаивании своей позиции в ВТО. Дело в том, что в 2008 году доля сельскохозяйственного сектора в американском экспорте не превышала 5%, тогда как доля его лоббистов среди всех указавших Дохийский раунд в качестве предмета лоббистской деятельности составила 32%.

Аграрное лобби в США претерпело существенную трансформацию за последнее столетие. С Новым курсом Ф. Рузвельта, когда появилось понимание необходимости государственного регулирования экономики, фермеры начали использовать федеральный бюджет США как механизм защиты от колебаний рынка, отплачивая политикам соответствующим голосованием на выборах. С 1950-х годов, с уменьшением доли сельского населения, развитием отдельных отраслей сельского хозяйства, увеличением экспортных возможностей благодаря ГАТТ (впоследствии ВТО), аграрное лобби фрагментировалось. АФФБ потеряло былое могущество, а объединения производителей отдельных видов товаров, наоборот, усилились, более того, для многих из них значение государственных субсидий постепенно снижается, а роль экспорта возрастает.

Самые маленькие

За долгие годы обсуждения документ о либерализации торговли претерпел ряд серьезных изменений. Изначально целью Дохийского раунда переговоров, помимо торговли, было усиление глобального экономического роста и оказание помощи миллионам людей, живущих за чертой бедности. Во всяком случае, именно такие цели ставили перед собой около 150 переговорщиков, начинавших Дохийский раунд. Но в скором времени акценты сместились на сельское хозяйство.

Кроме того, за последние пару лет Дохийский раунд превратился в переговоры между крупнейшими игроками на мировом рынке. По заявлению Эдуардо Эрмиты (Eduardo Ermita), управляющего делами президента Филиппин, маленьким странам было трудно добиться того, чтобы их выслушали. «Переговоры превратились в противостояние позиций: того, что хотят США, что хочет Китай, что хотят США от других больших стран», — сказал он.

Похоже, что в будущем мольбы беднейших стран услышаны не будут вовсе. Этому поспособствует и разгорающийся во всем мире продовольственный кризис, и предстоящие политические перемены в США. Не исключено, что после выборов новое правительство Соединенных Штатов сконцентрируется на защите собственной экономики, изрядно потрепанной ипотечным кризисом, а вовсе не на нуждах развивающихся и бедных стран.

Перспективы Дохийского раунда

Августовский закон 2011 года «О контроле бюджета», вокруг которого было сломано немало копий, предписывает сократить расходы федеральной казны на 1,2 трлн долларов в течение 10 лет. В результате чего поддержка фермеров также будет урезана на примерно 23 млрд долларов в год. Это усилит переговорную позицию американской делегации в ВТО и позволит требовать от других стран аналогичных мер, но маловероятно, что удастся достигнуть компромисса по всем пунктам повестки дня Дохийского раунда. В лучшем случае речь может пойти о согласовании ряда отдельных мер: например, может получить развитие программа содействия торговле, которая инвестирует в инфраструктуру беднейших стран, для которых затраты на перемещение товаров от фабрик к портам слишком велики, чтобы ориентироваться на экспортную стратегию. Хотя эта мера уже сейчас практикуется в ВТО, но ее включение в итоговый договор по Дохийскому раунду было бы полезным. А наша страна не может содействовать прорыву в переговорах вследствие незначительной роли в мировом экспорте сельхозпродукции, которая, между прочим, была сильно подорвана прошлогодним решением правительства РФ о приостановке экспорта зерновых культур.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...