Урок 6. Работа с информацией

Основные принципы работы с информацией. Как работать с информацией эффективно, быстро, усваивать и запоминать читаемый текст.

Для чего нужна информация

Цели применения информации могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Это обуславливает ее целевое назначение.

Стратегическая информация

Стратегическая информация применяется при долгосрочном планировании и решении задач глобального масштаба, а также в бизнесе, к примеру, в поиске путей развития компаний и организаций. Даже в тех случаях, когда при первом ознакомлении с этим типом данных они никак не связаны с деятельностью напрямую, они могут играть решающую роль судьбе человека или организации, инициировавшей поиск.

Стратегические сведения могут затрагивать экономические тенденции регионов, политические события, изменения в мировой экономике, инновационные методы производства, современные технологии, игроков рынка, конкурентов, партнеров, клиентов и т.д.

Структура базы стратегической информации применительно, например, к бизнесу, может выглядеть следующим образом:

  • Изучение сферы применения какого-то продукта.
  • Внешние факторы (такие как наличие сырья, экология, стоимость товаров и услуг).
  • Развитие бизнеса в различных регионах и за рубежом.

Говоря проще, стратегическая информация позволяет найти ориентиры на пути постановки целей и в общих чертах указать направление движения.

Тактическая информация

Если стратегическая информация служит для определения направления развития, то тактическая будет отвечать на вопрос, каким именно образом будут достигаться цели и решаться задачи. Она способствует повышению эффективности планирования, помогает определять препятствия на пути, расширять масштабы деятельности, внедрять инновации, применять новые технологии и т.п.

Если вернуться к нашему примеру с бизнесом, то структура базы тактической информации будет выглядеть так:

1

Продукт (исследование предложений конкурентов, снятие с производства устаревшей продукции, вывод на рынок новых разработок, изучение соответствия нового продукта правовым нормам государства).

2

Повышение объемов производства (прогнозирование роста спроса на предлагаемый товар или услугу, определение предполагаемых затрат и доходов, анализ поведения конкурентов).

3

Выход на новые территории (исследование социально-культурной, политической и экономической обстановки в других регионах).

4

Изучение факторов, имеющих значение для развития компании (рассматриваются вопросы лицензирования и патентирования, категории востребованного продукта, территории, занятые конкурентами).

Тактическая информация носит более практический характер и позволяет разработать комплекс конкретных мероприятий или подробный план действий по решению наиболее приоритетных задач.

Оперативная информация

Оперативная информация состоит из сведений, которые могут помочь разрешить текущие и срочные вопросы. В бизнесе это может быть срочный поиск нового поставщика или заказчика, урегулирование форс-мажорных обстоятельств, устранение угроз, способных привести к исчезновению компании. В работе это могут быть изменения в структуре организации, повышение должности, объединение нескольких отделов. В обычной жизни это может быть поиск той самой работы при внезапном сокращении, выбор специальности при поступлении в институт и т.д. Оперативная информация необходима для разрешения любых подобных ситуаций.

Базы оперативной информации включают все, что может быть быстро применимо в сложных условиях. Точность и достоверность фактов играет здесь ключевую роль, т.к. вопросы, на разрешение которых они влияют, могут иметь судьбоносное значение для всей деятельности человека, группы людей или организации.

Несмотря на то, что мы привели в качестве основного примера бизнес, не стоит полагать, что стратегические, тактические и оперативные цели применения информации касаются только этой сферы. С подобным успехом аналогичные цели можно ставить при планировании обучения, разработке пошагового руководства по выходу из сложной финансовой ситуации, разрешении срочных проблем в любой сфере жизни. Главное в этом вопросе – определить, какая информация будет стратегической, какая – тактической, а какая – оперативной.

Таким образом, понять, в чем суть применения информации, достаточно просто: она служит для пополнения своего багажа знаний (базы данных) новыми сведениями, которые могут теоретически или практически пригодиться в жизни. Но мы с вами ведем речь о развитии критического мышления, а это значит, что информацию нужно научиться правильно искать, и этот вопрос имеет в контексте нашей беседы основополагающее значение.

Правильный подход: насколько это важно?

Конечно, многие и по сей день предпочитают работать по старинке, не обращая внимания на различные «заумные» техники и идеи преподавания данных. Считается, что заинтересованные и сами всему научатся, а ради всех остальных и усилия прилагать незачем. И все же современные методы и способы работы с информацией позволяют сделать для широких кругов усвоение данных более простым и легким, а это влияет на доступность сведений, значит, приносит пользу в настоящем и перспективном будущем.

Современные люди вынуждены выживать в мире, где ежедневно на нас обрушивается огромный поток данных. В большей степени от этого страдают связанные с образовательным процессом – являющиеся обучаемым или обучающим. Оптимальный подход, который даст наилучший результат, – это знание методов работы с полученной информацией, что помогает улучшить воспринимаемость. Если участники процесса подготовлены к нему, они могут создать корректную стратегию взаимодействия со сведениями, на основании чего каждый вынесет максимум пользы для себя. Метод работы с этой информацией определяется выбором ситуаций, через которые организован процесс познания новой области. В то же время важно, чтобы участники могли сами формировать нестандартные ситуации и применять в них получаемые данные. Это поможет лучше усваивать их, то есть рабочий процесс будет продуктивным, эффективным.

Принципы работы с информацией: цели

Я уже не раз писала о целях, о том, на сколько важно их ставить. И если в общем тайм-менеджменте и в жизни мы иногда вспоминаем, что нам нужны цели, то когда мы берем в руки книгу или слушаем лекцию, то, увы, о цели почему-то не вспоминаем.

На самом деле постановка цели в чтении определяет нашу скорость (да, именно так). Цель чтения (или прослушивания лекции, аудио) наряду с некоторыми другими факторами влияет на нашу скорость чтения, глубину погружения в материал и понимание текста. Цель определяет стратегию чтения, скорость и качество погружения.основные принципы работы с информацией

Примеры.
1. Если вы читаете художественную литературу для удовольствия. Вам хочется погрузиться в мир языка автора, его речи, хитросплетений сюжета. Ваша стратегия будет — получить удовольствие, читая то быстро, то медленно. Иногда останавливаясь и даже перечитывая особо интересные мысли и фразы.

2. Вы читаете статью, чтобы узнать свежие новости в вашей профессиональной сфере. У вас нет необходимости да и желания «наслаждаться языком автора». Ваша цель — быстро получить новую информацию, отсечь известное, понять новое. В данном случае скорость будет максимальной, вы будете не просто читать, а работать с информацией. Извлекать из нее важное.

3. Вам нужно понять материал, выяснить новое, разобраться и запомнить. В этом случае ваша стратегия будет также отличаться. Вы будете работать над информацией, повторять, возвращаться и сверять ее с тем, что запомнили.

Как видите цели могут быть разные

  • получить удовольствие от чтения
  • найти информацию
  • узнать новое
  • понять текст
  • прочитать и выучить новое

принципы работы с информациейЕсли вы заранее, до чтения, поймете свою цель, вам проще будет читать, вы будете более гибко подходить к тексту, пропуская легкое и известное, если нужно, или замедляясь в том, что важно.

Также вам может быть полезна статья, как научиться учиться.

Вывод: Ставьте цель каждый раз, когда открываете книгу и ваше чтение будет быстрее и продуктивнее.

Индикаторы компетенции

  • Проявляет достаточное внимание к деталям
  • Упрощает информацию для ясности понимания и представления
  • Устанавливает точность и актуальность информации
  • Ориентируется в массиве неструктурированной информации, вычленяя наиболее значимое
  • Умеет визуализировать и представлять результаты работы с информацией в наиболее понятном формате
  • Владеет цифровыми средствами обработки больших массивов неструктурированной информации
  • Структурирует имеющуюся информацию
  • Собирает информацию из различных источников и сопоставляет все полученные данные
  • При решении проблем/задач определяет пробелы в информации и умеет их восполнять

Какой должна быть информация для курсовых и дипломных работ?

Написание любого проекта (независимо от темы, специализации или дисциплины, уровня сложности) сводится ко сбору и обработке данных. При этом важно учесть, что для достижения цели исследования автору необходимо пользоваться только проверенными материалами. Только в этом случае ему удастся не просто написать проект ради получения положительной отметки, но и привнести свою лепту в развитие научной мысли, решении конкретной актуальной проблемы.

Подбор информацииКакая должна быть информация для письменных проектов?

Курсовая и дипломная работы подставляют собой научно-исследовательские проекты, базой которых могут быть только актуальные и достоверные материалы. Где их искать, каждый автор решает самостоятельно. Сегодня поиск информации возможен разными методами: поход в библиотеку, серфинг по сети Интернет, проведение эксперимента, собственный опыт и пр. В идеале при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ автору следует полагаться на учебные и справочные материалы, научные работы по теме исследования, интернет-ресурсы, то есть использовать «всего помаленьку». Притом опытные наставники рекомендуют придерживаться следующих пропорций: 30-40% материалов из научной литературы (статьи, монографии, диссертации и пр.), до 20% учебной и справочной, архивной информации, 30-40% — результаты практических действий (эксперимент, исследование), до 10% — иные проверенные сведения.

При написании курсовых и дипломных проектов важно следовать правилам:

  • Актуальность: все материалы должны быть свежими, подчеркивать текущее положение дел в рамках изучаемого вопроса, нерешенность проблемы;
  • Достоверность и обоснованность: исследователь должен полагаться только на проверенные данные, конкретные аргументы и факты. В этом случае ему удастся разработать эффективный план действий и ликвидировать «ненавистный изъян». Здесь действует «народный метод» — доверяй, но проверяй. Необходимо сопоставлять данные между собой из разных источников. В основу исследования должны лечь только те, что не имеют противоречий, нестыковок, не вызывают сомнений.
  • Полнота. Данный критерий подчеркивает, что используемые автором сведения должны в полной мере раскрывать суть вопроса (несмотря на ограниченность в объеме и пр.). В работе должно быть по минимуму «воды» и больше конкретики: фактов, обоснованной позиции (мнения) автора, анализ ситуации и предложение определенных мероприятий с учётом их целесообразности и эффективности.
  • Уникальность. Всем известно, что научно-исследовательские работы студентов и ученых подлежат обязательной проверке на плагиат. Поэтому автору важно не просто копировать ресурсы, а тщательно их обработать и представить их в новом виде.

Используемая в ходе написания курсовой или дипломной работы информация должна подробно описывать проблему, текущее положение дел, подталкивая автора к разработке обоснованных рекомендаций, решений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Определение темы


1.00x-thumb-7-e1567517856180.png
Как научить ребенка учиться

Какая бы задача перед тобой ни стояла — подготовить реферат, написать сочинение или просто найти четкий ответ на экзаменационный вопрос, — прежде всего определи тему и разбей ее на более простые части. Составь примерный план. Это облегчит поиск информации.

Скажем, тебе нужно сделать доклад о правлении Ивана Грозного. Можно выделить следующие тематические блоки: внутренняя политика и реформы, внешняя политика, личность царя, оценки результатов правления.

Начни записывать первые мысли, пришедшие в голову. Краткие заметки помогут выявить связи между разными аспектами и понять, какая информация у тебя уже есть. Затем приступай к поиску материала.

Сбор информации

Для создания полной картины нужно изучить как можно больше источников. Ты можешь почитать книги по теме, найти научные статьи и заметки в газетах, посмотреть новостные сюжеты и видеолекции, изучить мнения экспертов, узнать о последних исследованиях.

Не ограничивайся интернетом! Библиотека — более надежный источник. Узнай, какие книги, журналы или электронные ресурсы там есть. Зайди в разные отделы. Возможно, где-то тебе покажется слишком шумно, но всегда можно найти зал для работы, требующей тишины. Выбери место, где тебе будет удобно заниматься.

Теоретические основы поиска информации

Одна из особенностей информации в эпоху современности состоит в том, что намного чаще она сама находит человека, даже если он ее не ищет. Но знать основы информационного поиска все же нужно.

В первую очередь следует вспомнить, что информация может различаться по способу восприятия (визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная и вкусовая), по форме представления (графическая, звуковая, текстовая и числовая) и по назначению (массовая, личная и специальная).

Такое различие обуславливает и многообразие источников информации. Среди основных источников можно выделить:

Средства массовой информации (радио, телевидение, газеты).
Интернет.
Узкопрофильные источники (научные трактаты, фундаментальные труды, методические пособия, учебники и другая специализированная литература).
Живые источники (друзья, коллеги, специалисты и другие люди, которые могут предоставить какие-то сведения).

Чтобы поиск информации проходил наиболее продуктивно, рекомендуется использовать в работе сразу несколько источников информации, и желательно, чтобы они были разных типов. Но основное значение имеет все же их достоверность. К примеру, самыми объективными и правдивыми считаются данные из научной литературы, энциклопедий и словарей. Если же с какими-то материалами вы сталкиваетесь впервые, нужно проводить анализ источников информации.

Получить дополнительные знания о поиске информации и выборе источников вы можете, перейдя по этой ссылке. Мы же, учитывая наличие на нашем сайте соответствующего материала, рассчитываем на ваш серьезный подход к делу, и, дабы не тратить времени, перейдем к следующему вопросу.

Виды информации по форме представления

Какие виды информации бывают в информатике?

По форме представления различают следующие виды информации:

  1. текстовая информация;
  2. числовая информация;
  3. графическая информация;
  4. видеоинформация.

Комбинация символов (буквы, арифметические знаки, цифры и пробелы) относится к текстовому виду информации. Примерами числовой и текстовой информации являются сочинение школьника, список продуктов в чеке, рекламная вывеска и т.д.

Примером числовой информации может служить математический пример, таблица умножения, график показаний счетчика.

Графическая информация может быть представлена в виде диаграмм, фотографии, графиков, рисунков, чертежей, схем, таблиц, карт и т.п. Обработка графической информации включает изменение параметров (качество изображения, количество цветов, размер) или формата графических файлов (TIFF, GIF, PCX, JPEG и др.).

10

Формы представления графической информации используются на уроках физики, природоведения, информатики, черчения и т.д. Это могут быть конспекты, презентации, чертежи.

Ученые установили, что текстовая информация усваивается лишь на 70%. Обогащенный изображениями текст, позволяет усвоить материал на 95%.

Видеоинформация – это информация, включающая изображения, звук, анимацию. Она может храниться на магнитной ленте, кинопленке, оптическом диске или карте памяти. Примером видеоинформации может быть любимый мультфильм или телевизионная реклама.

11

Основные виды компьютерной анимации:

  • Анимация по кадрам – это ролик, смонтированный из серии изображений.
  • Запись движения — это видеозапись с последующей обработкой на компьютере.
  • Анимация 3D – это анимация, сформированная при помощи программного обеспечения (3DS MAX, XSI, MAYA).

PowerPoint – программа для создания анимации. Презентация PowerPoint может состоять из изображений, видеофрагментов, звукового сопровождения и спецэффектов.

Информация может быть комбинированной. В этом случае она включает видеоинформацию, звуковое сопровождение и числовые данные.

В информатике виды информации по форме представления можно создавать или преобразовывать с применением компьютерных программ. Paint помогает в создании графических изображений, WordPad работает с текстовой информацией, Калькулятор совершает расчеты.

Вопросы репортера

При подготовке к работе над темой или проектом стоит ставить перед собой шесть вопросов, которые учатся задавать репортеры-стажеры: «Кто в этом участвует?», «Что это за проблемы?», «Когда это случилось?», «Где?», «Почему?» и «Как так вышло?».

Смысл этих вопросов в том, чтобы собрать как можно больше информации из разных источников. Когда найдешь ответы, подумай, какой материал включить в работу.

Хранение информации

Невзирая на то, что сегодня всеобщее распространение получил интернет, а информацию все чаще хранят на портативных высокотехнологичных носителях (флешках, внешних жестких дисках и других хранилищах) и в виртуальном пространстве (Google.Docs, Яндекс.Диск, Облако@mail и т.п.), многие учреждения (государственные, коммерческие, юридические) и специалисты предпочитают хранить важные сведения в форме бумажных документов. Исходя из этого, нижеизложенные советы будут применимы как к электронным, так и к бумажным носителям.

Наиболее удобным способом работы с данными станет размещение документации так, чтобы был обеспечен быстрый и беспрепятственный доступ к ним. Для этого рекомендуется создать три рабочих области, и каждая из них будет соответствовать частоте ваших запросов – тому, насколько часто вы к ней обращаетесь.

1

Первая область

К первой области нужно отнести те сведения, которые требуются вам каждый день, и которые могут пригодиться в любой момент. Независимо от того, в бумажной или электронной форме они представлены, находиться они должны на вашем рабочем столе (рабочем столе компьютера).

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Касаемо конкретно ПК, не следует хранить файлы важных данных на самом рабочем столе, т.к. все, что на нем находится, относится к операционной системе, а она, как правило, устанавливается на системный диск C. Если вдруг «винда слетела» или на компьютере произошел какой-то сбой, систему придется переустанавливать, а это значит, что все данные с диска C будут стерты. Чтобы предостеречь себя от потери важных документов, нужно либо создавать резервные копии и переносить их на диск D или съемный носитель, либо просто хранить на диске D, а на рабочем столе создавать ярлыки. Здесь же заметим, что не стоит хранить данные на обычных компакт-дисках, т.к., во-первых, они уже почти неактуальны, а во-вторых, при многократном использовании и долговременном хранении они перестают читаться устройствами воспроизведения и становятся совершенно непригодными к использованию.

2

Вторая область

Ко второй области относится информация, необходимая время от времени, но не каждый день. Например, в рабочем кабинете или просто дома для хранения таких данных могут подойти ящики рабочего стола или специальные полочки для папок и бумаг. Если речь об электронных документах, то они могут храниться на диске D или на съемном накопителе.

3

Третья область

И третья область – это архивная зона. В ней хранятся сведения, использовавшиеся вами ранее и способные пригодиться в перспективе. Иногда нужно что-то перепроверить или освежить в памяти, и документы в архиве хранятся как раз для этого. На компьютере этим документам соответствует раздел «Архив», а в рабочем кабинете или дома – отдельные полки, стеллажи, ящики, коробки.

Кстати, говоря об электронных носителях, важно заметить, что сохранять свои файлы и документы нужно в распространенных расширениях (например, документ MS Word лучше сохранить с расширением «doc», а не «docx»), чтобы при необходимости они могли быть открыты любыми версиями и аналогами программ.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Не будет лишним заметить, что для хранения информации второго (время от времени) и третьего (архив) порядка сейчас очень удобно использовать облачные сервисы, о которых мы упоминали в начале этого раздела. При желании можно обратиться и к платным сервисам хранения данных, где сведения будут защищены более надежно: Microsoft OneDrive, Dropbox, Amazon Web Services, iCloud Drive (плата на этих сервисах взимается, если вы планируете хранить более 5-10 Гб данных). Ощутимое преимущества такого способа хранения состоит в том, что получить доступ к данным вы можете из любой точки мира, где имеется доступ в Сеть. Однако слепо доверять этим сервисам опять же не стоит, ведь в случае серьезного сбоя в работе или мощной хакерской атаки информация может быть безвозвратно утеряна или доступна третьим лицам. Помните, что осторожность всегда полезна, а золотым правилом хранения данных является наличие одного оригинала и двух копий на разных носителя и в разных местах.

4

Корзина

Не менее важно, помимо прочего, и то, что работа с информацией включает в себя не только ее сбор, обработку и хранение, но также и утилизацию. Поэтому есть еще и четвертая область (она может быть как реальной, так и виртуальной) – это корзина (мусорное ведро). Если данные устаревают и становятся неактуальными, если вы уверены в том, что вам больше не придется к ним обращаться, без всяких сожалений выбрасывайте их. Во-первых, вы освободите львиную долю места, а во вторых избавите себя от перспективы тратить время на разбор завалов, состоящих из кип бумаг или десятков и сотен самых разношерстных файлов. На этом разговор о работе с информацией можно считать законченным.

5

Заключение

Грамотная работа с информацией является одним из важных элементов критического мышления. Научившись правильному поиску, фильтрации, анализу, обработке и хранению данных вы существенно облегчите себе жизнь. Отныне вы не будете тратить бесконечные часы на блуждание в информационных потемках, а все собранные вами данные будут иметь исключительную практическую пользу для вас.

Как называется устройство обработки информации?

Исполнителем может быть не только человек, но и специальное устройство. Компьютер-отличное средство обработки информации, позволяющее решать универсальные задачи. Использование компьютерной техники говорит об автоматизированной обработке информации. Благодаря мощности процессора и объему оперативной памяти можно обрабатывать большие объемы данных в короткие сроки.

Сверхбыстродействующий инструмент, суперкомпьютер, обладает производительностью свыше 100 МФЛОПС (МФЛОПС – сто миллионов операций в секунду).

18

Технология обработки информации включает знания об инструментах и средствах, которые способны изменять объекты (данные, изображение, видео и др.).

Технологический процесс обработки информации включает:

  • сбор и форматирование данных;
  • фильтрацию и сортировку; 
  • архивацию данных;
  • защиту данных;
  • транспортировку данных. 

Методы обработки информации:

  1. Логические: метод сравнения, разработка системы показателей, построение таблиц и графиков, метод экспертных оценок, эвристические методы.
  2. Математические: метод группировки, метод вычислений, линейное и нелинейное программирование, метод построения дерева решений, метод анализа.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Итак, наш курс по развитию критического мышления подошел к концу. Теперь в вашем распоряжении все необходимые знания. Мы желаем вам успехов на пути освоения навыка мыслить критически, и уверены, что успех не заставит себя долго ждать.

Что такое систематизация информации?

Систематизация информации – это обработка информации, которая приводит к определенному виду: план, список, таблица, диаграмма или схема. Систематизировать можно товары в магазине игрушек, список учеников в классе, адреса друзей в адресной книге и др.

Microsoft Excel–одна из программ для систематизации информации. Она позволяет структурировать информацию, осуществлять сортировку и фильтрацию, проводить вычисления по формулам, строить графики.

Сортировка может осуществляться по алфавиту, в хронологической последовательности, по номерам (в порядке возрастания или убывания), по дате и времени.

19

Интеллект-карты

На любом этапе работы можно пользоваться методом интеллект-карт. Он поможет связать и систематизировать идеи, выделить главное, вспомнить прочитанное.

Интеллект-карта наглядно показывает, что уже известно по теме. Она помогает мыслить четче, если зашел в тупик.

Составление интеллект-карты начинают с ключевого слова, которое помещают в центр. Обычно это название предмета, тема или категория. Слово обводят и проводят от него несколько линий — «ветвей». Каждая соответствует понятию, связанному с этим словом. От толстых линий могут отходить более мелкие «веточки» — детали или примеры, связанные с основными понятиями.

Вписывай только ключевые слова и примеры, без полных предложений. Чтобы карта легче читалась, можно использовать разные цвета и рисунки. Картинки могут быть схематичными, но пусть они будут утрированными, смешными, странными. Тогда они легче запомнятся.

Финальный этап

Итак, информация собрана. Осталось лишь применить ее — подготовить презентацию/реферат, продумать план пересказа или написать сочинение.

Подумай, как связать между собой все факты и доказательства. К каким выводам приведет совокупность всех имеющихся данных? Устрой мозговой штурм. Если у тебя уже есть черновой вариант плана, перепиши его с учетом полученных сведений. Твоя задача — логично структурировать информацию.

После вступления ясно и по возможности лаконично изложи факты, идеи и аргументы. В каждом абзаце — свой тезис. Можешь добавить цитаты, если они уместны и подкрепляют твои доводы. Постарайся свести все воедино в виде убедительного заключения.

Если тебе предстоит отвечать устно, отрепетируй свою речь несколько раз. Можешь даже записать свое выступление на камеру, чтобы увидеть себя со стороны и понять, что не так и как это улучшить.

По материалам книги «Как научить ребенка учиться»

Обложка поста отсюда

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...