Shell в России: история и современность

Сайт о нефти и нефтяной индустрии. Значимые новости и события нефтяной отрасли. Аналитическая информация. Котировки цен на нефть в реальном времени.

История компании

Royal Dutch Shell была создана в феврале 1907 года путем слияния двух конкурирующих компаний – Голландской Royal Dutch Petroleum Company и Британской «Shell» Transport and Trading Company Ltd. Такой шаг был в значительный мере обусловлен необходимостью в составлении серьезной конкуренции Standard Oil. По ряду причин компании работали как объединение, но имели при этом отдельные юридические лица. По условиям слияния 60% собственности переходило Голландской компании, 40% — Британской.

Royal Dutch Petroleum Company — компания, созданная в 1890 году в Гааге для разработки месторождения на Суматре, в Голландской Ост-Индии. Нефтяные залежи на этой территории были обнаружена еще в 1885 году, но для начала работ были необходимы средства. Сама нефть на Суматре была довольно легкая, и, соответственно, хорошо подходила для производства бензина, что делало добычу в этом регионе очень перспективной.

Название Royal Dutch компания получила вследствие того факта, что концессионеры заручились поддержкой короля Уильяма III.

«Shell» Transport and Trading Company Ltd. была основана двумя братьями – Маркусом Самуэлем (1st Viscount Bearsted) и Самуэлем Самуэлем в 1897 году для транспортировки керосина из Батуми на Ближний Восток через Суэцкий Канал

Их отец владел антикварной конторой в Хаундсдитче (район Лондона). В 1833 году он решил расширить деятельность и стал импортировать и продавать морские раковины. В честь этих ракушек братья и решили назвать новую компанию («Shell» в переводе с английского означает «морская раковина»).

Во время Первой Мировой Войны Shell была основным поставщиком топлива Британских вооруженных сил, а также единственным поставщиком авиационного топлива. Кроме этого, компания поставляла 80% тротила.

В 1919 году Shell взяла под контроль Mexican Eagle Petroleum Company и в 1921 году сформировала компанию Shell-Mex Limited, которая начала реализовывать продукцию под торговыми марками «Shell» и «Eagle». В 1929 году была образована Shell Chemicals. В результате, в конце 1920-х годов Shell стала крупнейшей нефтяной компанией, обеспечивающей 11 % мировых поставок сырой нефти.

В 1931 году был построен Shell Mex House, в котором стал располагаться головной офис компании. В 1932 году, частично в связи со сложившимися непростыми экономическими условиями, Shell Mex приняло решения объединить свои усилия на розничном рынке Великобритании с British Petroleum и создав Shell Mex and BP – компании, просуществовавшей до 1975 года.

В 1930 году мексиканские активы Shell были принудительно переданы местному правительству.

После вторжения Германских войск в Нидерланды в 1940 году, головной офис компании был перенесен в Кюрасао.

В 1952 года Shell стала первой компанией в Нидерландах, которая начала использовать компьютер. Устройство, получившее название Ferranti Mark 1, было собрано и установлено в лаборатории Shell в Амстердаме.

В 1970 году Shell приобрела горнодобывающую компанию Billiton, впоследствии проданную в 1994 году, и являющуюся в настоящий момент частью BHP Billiton.

В ноябре 2004 года, после периода нестабильности, вызванного открытием того факта, что Shell завышает цифры по своим реальным запасам нефти, было объявлено о реструктуризации капитала Shell Group и о создании новой родительской компании Royal Dutch Shell PLC, со штаб-квартирой и налоговой резиденцией в Гааге (Нидерланды), и регистрацией в Лондоне. Объединение было завершено 20 июля 2005 года. В тот же день «Shell» Transport & Trading Company PLC была снята с Лондонской биржи (LSE), а 18 ноября 2005 года Royal Dutch Petroleum Company покинули Нью-Йоркскую NYSE.

В 2009 году Иракскими нефтяными службами был разыгран тендер на разработку месторождения Majnoon на юге Ирана, которое содержит около 12,6 млрд. баррелей нефти. В результате был создан консорциум во главе с Shell (45 %) и Petronas (30 %). Права на разработку West Qurna 1 достались ExxonMobil (60 %) и Shell (15 %).

В феврале 2010 года Shell создали с Бразильским Cosan (50/50) совместное предприятие под названием Raizen, включающие все основные активы Cosan и бразильский бизнес Shell по распространению моторного и авиационного топлива.

В марте 2010 года компания объявила о продаже части своих активов, в том числе производство сжиженного попутного газа, на покрытие плановых расходов в 28 млрд. $. В июне того же года Royal Dutch Shell приобрела весь бизнес компании East Resources, в том числе, газовые месторождения, за 4,7 млрд. $.

В 2013 году Shell начала продавать свои активы по добыче сланцевого газа в США. Корпорация также отменила проект по разработке месторождения сланцевого газа в Луизиане, стоимостью 20 млрд. $. Общая производительность компании в 2013 году упала по сравнению с предыдущим годом на 38 %. В результате стоимость акций компании снизилась на 3%. В феврале 2014 году Shell также продала большинство своих австралийских активов.

8 апреля 2015 года Royal Dutch Shell объявила о согласии на покупку BG Group за 70 млрд. $, до сих пор, однако, вопрос не закрыт.

Показатели деятельности

2020: Чистый убыток — $21,68 млрд, выручка — $183,2 млрд

В 2020 году Shell получила выручку в размере $183,2 млрд, что почти вдвое меньше показателя годичной давности, равного $352,11 млрд.

В списке крупнейших нефтегазовых компаний мира

По итогам 2020 года компания зарегистрировала чистый убыток, который достиг $21,68 млрд, тогда как в 2019-м у была чистая прибыль, измерявшаяся $15,84 млрд. Чистый долг европейского нефтегазового гиганта к концу 2020 года достиг $75,4 млрд, что на 4,7% меньше, чем годом ранее.

Убыток Shell с учетом изменения расходов на производство (CCS), приходящийся на акционеров, по итогам 2020 года оказался равным $19,9 млрд. В финансовой отчетности отмечается, что снижение показателей произошло из-за низких цен на нефть и СПГ и снижения маржи переработки.

Shell завершила 2020 год с убытками в $21,68 млрд

Shell, как и другие нефтегазовые компании, в 2020 году страдала от снижения спроса на энергоносители в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и снижения цен на нефть. В некоторые моменты цена на нефть падала до $20 за баррель, позже цены выросли до $56, оставаясь притом существенно ниже максимума 2019 года — $75.

В Shell сообщили, что к концу 2020 года сохранилась существенная неопределенность макроэкономических условий из-за пандемии COVID-19, которая, как ожидают в компании, продолжит негативно сказываться на уровне спроса на нефть, газ и сопутствующие продукты.

Убыток Shell в сфере геологоразведки и добычи (upstream) в 2020 году составил $10,79 млрд против прибыли в $3,86 годом ранее. Добыча составила 3,386 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, сократившись в годовом исчислении на 8%.

В сегменте переработки и сбыта скорректированная квартальная прибыль уменьшилась в 2020 году на 7%, до $1,43 млрд. Объем продаж нефтепродуктов составил 4,71 млн баррелей в сутки, что ниже показателя годичной давности на 28%.[1]

2019: В числе самых прибыльных компаний мира

20 самых прибыльных компаний мира. Прибыль в день, 2019 г

2019 г

Танкеры с русским керосином

Летом 1890 года в Баку появился элегантно одетый господин, представившийся российскому таможенному чиновнику как Маркус Сэмюэль — младший, директор британской фирмы Marcus Samuel & Co. Эта компания, образованная в Лондоне в 1878 году, специализировалась на поставках в Британию из стран Дальнего Востока и Средней Азии различных колониальных товаров, в том числе риса, сахара, шелка, фарфора, экзотической медной посуды, антиквариата и многого другого. Однако кроме ознакомления с местным рынком Бакинской губернии этот британский коммерсант имел и еще одну очень важную цель. Дело в том, что еще перед своей поездкой Маркус Сэмюэль — младший (1853–1927) внимательно прочитал книгу известного британского журналиста Чарльза Марвина «Край вечных огней: отчет о путешествии в нефтяной регион Каспийского моря» («The Region of Eternal Fire: An Account of a Journey to Petroleum Region of the Caspian»), опубликованную в Лондоне в 1884 году. В последней главе «Будущего каспийской нефтяной торговли» автор особо подчеркивал важность обеспечения быстрой, надежной и экономически выгодной транспортировки российских нефтепродуктов на мировой рынок.

Знакомство с нефтяным Баку произвело большое впечатление на Маркуса Сэмюэля — младшего. В 1890 году Россия с объемом нефтедобычи в 241,2 млн пудов продолжала уверенно наращивать темпы, с каждым годом сокращая свое отставание от США. Практически вся эта нефть добывалась на Апшеронском полуострове — 239 млн пудов. Уверенно рос и выпуск керосина: объем его производства достиг 52 млн пудов. Из разговоров с представителями бакинского делового сообщества Маркус Сэмюэль — младший понял, что у нефтяной отрасли России хорошие перспективы развития. Самое большое впечатление на него произвел нефтеналивной флот ведущих российских нефтяных компаний: «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», «Бакинского нефтяного общества», «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества». Эти компании одними из первых построили танкеры для транспортировки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю и Волге.

Оценив преимущества танкерной транспортировки нефти, Маркус Сэмюэль — младший обратил внимание и на то, что российские танкеры ограничены в своем плавании только внутренними водоемами. Поэтому, возвратившись в Лондон, он решил построить большое нефтеналивное судно, способное осуществить морскую транспортировку нефтепродуктов в Юго-Восточную Азию через Суэцкий канал. Введенный в эксплуатацию в 1869 году, канал позволял сократить путь в Индию и Индокитай более чем на 4 тыс. миль, но по соображениям безопасности суда с нефтью и нефтепродуктами в него не пускали. При проектировании танкера это обстоятельство надо было учесть.

Маркус Сэмюэль — младший
(1853–1927)

Проект нового типа нефтеналивного морского судна выполнил британский инженер-судостроитель Фортескью Флэннери (1851–1943). Он впервые сконструировал резервуары, существенно снизившие вероятность самопроизвольного воспламенения керосина в районах плавания с высокими температурами. Также им была предусмотрена система их полной очистки после завершения рейса для последующей загрузки зерновыми продуктами. В торжественной обстановке 28 мая 1892 года на верфи West Hartlepool паровой танкер Murex водоизмещением 5 тыс. тонн был спущен на воду. К тому дню он был зарегистрирован в Лондонском Ллойде и получил разрешение от администрации Суэцкого канала на свободный проход по нему, чего раньше не могла добиться ни одна нефтяная компания.

В августе 1892 года танкер Murex совершил первый рейс. Сначала направился в Средиземное море, затем, минуя Босфор и Дарданеллы, зашел в Черное море. Погрузив на Батумском нефтеналивном терминале «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества» 4 тыс. тонн российского керосина, танкер проследовал обратно в Средиземное море, через Суэцкий канал — в Индийский океан, пересек его и доставил груз в Бангкок.

В британской прессе того времени это событие называли «переворотом Маркуса Сэмюэля». К 1895 году нефтеналивной флот фирмы Marcus Samuel & Co. уже насчитывал четыре танкера типа Murex, которые совершали регулярные рейсы с российским керосином в Юго-Восточную Азию через Суэцкий канал. Вскоре в ключевых портах Индокитая у компании появились собственные нефтехранилища. В октябре 1897 года Маркус Сэмюэль — младший вместе со своим братом Сэмюэлем Сэмюэлем основали компанию The Shell Transport and Trading Company, которая в скором времени начала разработку месторождения нефти на острове Борнео. Британские газеты предсказывали дальнейшее укрепление позиций компании на фондовом рынке и вхождение в когорту ведущих игроков на мировом нефтяном рынке.

«Шелл» — одна из крупнейших интегрированных энергетических компаний в мире

Целью компании является удовлетворение растущего глобального спроса на энергоносители согласно принципам экономической, экологической и социальной ответственности.

Компания ведет работы в более чем 70 странах по таким направлениям, как геологоразведка и добыча углеводородов, комплексное освоение ресурсов природного газа, включая производство СПГ, нефтепереработка и сбыт готовой продукции, производство возобновляемой энергии.

Логотип компании Шелл «Шелл» — одна из крупнейших интегрированных энергетических компаний в мире

Проекты концерна «Шелл» в России включают разработку месторождений на шельфе о. Сахалин и нефтяных месторождений ХМАО, производство смазочных материалов на заводе «Шелл» в г. Торжке Тверской области, развитие и эксплуатацию сети АЗС, а также ряд других направлений бизнеса.

Концерн занимает одно из лидирующих мест в мире в области научно-технических разработок и инновационных технологий – в это направление «Шелл» инвестирует больше, чем какая-либо другая нефтегазовая компания.

Деятельность «Шелл» базируется на концепции устойчивого развития, предусматривающей сбалансированный учет экономических, экологических и социальных факторов в работе концерна, что позволяет обеспечить удовлетворение энергетических потребностей общества без ущерба для будущих поколений.

История

Группа была создана в 1907 путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd в пику экспансии американского треста Standard Oil.

Вообще, наименование «Shell» и логотип компании (красно-желтая ракушка) происходят из 1833 года, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски «shell»). В дальнейшем, в 1891 году сын Сэмюэля оказался в Батуми, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. В 1892 году танкер компании SS Murex отправился из России с грузом в 4000 тонн керосина для Сингапура и Бангкока.

Старинная реклама Shell

Эмблемой Royal Dutch Shell является раковина морского гребешка, до 1948 года это была раковина мидии.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т⁠—⁠Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.

Структура, собственники и руководство

До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в сервисных компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.

Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).

Около 100 % акций компании по состоянию на июль 2010 года находились в свободном обращении. Капитализация на этот период — $159,4 млрд[2].

Председатель совета директоров компании — Йорма Оллила (фин. Jorma Ollila). Главный управляющий директор с июня 2009 года — Петер Возер (нидерл. Peter Voser). Заместитель председателя и старший независимый директор — Джон Керр.

Бывший президент «Шелла» — Мартен ван ден Берг, сын Сидни Джеймса ван ден Берга, долгое время председательствовавшего в Unilever и являвшемся голландским министром безопасности в 1959, и внук Сэмюэла ван ден Берга, одного из основателей Unilever.

Shell в России

Проект Описание проекта ©PetroDigest.ru Участники Доли
«Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» Разведка и разработка Западно-Салымского, Верхне-Салымского и Ваделыпского месторождений в Ханты-Мансийском АО ГАЗПРОМ НЕФТЬ 50%
«Шелл Салым Девелопмент Б.В.» 50%
«Сахалин II» Разработка двух месторождений: Пильтун-Асхотского и Лунского месторождений на острове Сахалин в рамках Соглашения о разделе продукции. Оператор – «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» ГАЗПРОМ 50% + 1 акция
Shell 27,5% — 1 акция
Mitsui 12,5%
Mitsubishi 10%

На чем компания зарабатывает

Это древняя англо-голландская нефтегазовая компания — существует аж с 1907 года. Согласно годовому отчету, выручка компании делится на следующие сегменты:

  1. Интегрированный газ. Это сжиженный природный газ (СПГ) и схожие продукты.
  2. Разведка и добыча запасов нефти и газа, включая сланцевые.
  3. Переработка нефти, распределение и продажа конечных нефтепродуктов.
  4. Корпоративные операции — это непрофильные операции компании, включая операции с финансами.

Это воистину международная компания по географической структуре выручки, о чем можно судить по таблице ниже.

Критика

В 1995 году, когда «Shell» объявил о своем намерении затопить в Северном море нефтяную плат­форму «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции корпорации, пока концерн не уступил.[7]

В этом же году был убит поэт Кен Capo-Вива и ещё восемь вождей племени Огони. В начале 1996 года «Shell», как крупнейшему производителю нефти в Нигерии, было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта — борца с нефтяными вышками.[8] Иски были предъявлены Shell и Брайан Андерсону, руководителю её нигерийских отделения.[9] В 2009 году Shell согласилась выплатить $ 15,5 млн для урегулирования правового спора. Shell не принял какой-либо ответственности за обвинения против него.[10]

В 2009 году компания Shell была предметом доклада Amnesty International о нарушении прав человека, как следствии деятельности компании Shell в дельте реки Нигер. В частности, Amnesty критикует продолжающуюся деятельность по сжиганию попутного газа и медленную реакцию компании Shell на разливы нефти.[11] Документы 2009 года показывают, что Shell регулярно производит выплаты нигерийским военным, чтобы предотвратить протесты.[12]

Деятельность Shell в дельте реки Нигер привело к экстремальным загрязнениям окружающей среды. Многие нефтепроводы, принадлежащие Shell в этом районе, старые и проржавевшие. Это привело к многочисленным разливам нефти в этой области, которые привели к деградации окружающей среды, уничтожению растительности и рыбы. Shell признала проблему с нефтепроводами, но отрицает ответственность за экологические загрязнения.[13] Это привело к массовым протестам против Shell жителей в дельте реки Нигера и Amnesty International.[14]

Shell также ответственна за крупнейший в мире разлив нефти из когда-либо происходивших в пресной водах. 15 января 1999 года танкер Shell в озере Магдалена, (Аргентина) столкнулся с другим танкером, из-за чего все его содержимое вылилось в озеро, что привело к загрязнению окружающей среды, питьевой воды, растительности и животных.[15]

Shell в массовой культуре

В популярной американской комедии «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее» (англ. Some Like It Hot), в сцене на пляже Джо (Тони Кертис) представился Душечке (Мерлин Монро) наследником компании Shell, объясняя почему он любит собирать ракушки.

Ссылки

  • Официальный сайт компании
  • Российский сайт Royal Dutch Shell

База расчёта индекса Dow Jones Global Titans 50

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...