Савельев Виталий Геннадьевич — Министерство транспорта — Биография

Виталий Савельев был генеральным директором «Аэрофлота» больше десяти лет — с 2009 года до ноября 2020 года. Спустя 11 лет он занял пост министра транспорта. Чем он запомнился и с чем ему придется справляться в новой должности?

Министерство транспорта Российской Федерации

Савельев Виталий Геннадьевич

Савельев Виталий Геннадьевич – Министр транспорта Российской Федерации.

Виталий Савельев родился 18 января 1954 года. В 1977 году окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина (сейчас – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) по специальности «Инженер-механик строительных и дорожных машин и оборудования», в 1986 году – Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти (сейчас – Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет). Кандидат экономических наук.

После окончания института в 1977 году работал на Саяно-Шушенской ГЭС, прошел путь от инженера-наладчика до главного конструктора одного из объединений «Красноярскгэсстроя» Минэнерго СССР. 

В 1984 году вернулся в Ленинград, работал главным технологом, заместителем управляющего Всесоюзного треста «Севзапметаллургмонтаж» Минмонтажспецстроя СССР.

В 1987-1989 годы работал заместителем начальника главка в «Главленинградинжстрое» Ленгорисполкома – главном управлении по строительству инженерных сооружений Ленинграда, участвовал в строительстве дорог, мостов и тоннелей в Ленинграде.

С 1989 по 1993 годы занимал должность президента СП «Диалог-Инвест». 

С 1993 по 1995 годы был председателем правления петербургского акционерного банка «Россия», с 1995 по 2001 годы – председателем правления банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург».

С 2001 по 2002 годы Виталий Савельев занимал должность заместителя председателя правления ОАО «Газпром», с 9 апреля 2004 года по 22 октября 2007 года – заместителя министра экономического развития и торговли РФ.

В 2007-2009 годах работал первым вице-президентом АФК «Система».

В марте 2009 года был избран генеральным директором ОАО «Аэрофлот –  российские авиалинии».

10 ноября 2020 года назначен Министром транспорта Российской Федерации.

Награжден:

  • орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени,
  • орденом Александра Невского,
  • орденом Почета,
  • орденом Дружбы.

Имеет Благодарность Президента Российской Федерации. Награжден Почётной грамотой Правительства Российской Федерации, медалями, ведомственными наградами.

Биография

В конце осени 2020 года Виталий Савельев стал человеком, чью кандидатуру на пост министра транспорта РФ поддержали депутаты Государственной думы. Генеральный директор «Аэрофлота» заслужил доверие премьер-министра России Михаила Мишустина и других членов правительства как сторонник непрерывных обновлений, волевой жесткий руководитель, талантливый переговорщик и преданный единоросс.

Краткая справка

Виталий Геннадьевич Савельев (Vitaliy Saveliev). Дата рождения – 18 января 1954 года. Место рождения – Ташкент, Узбекская ССР, СССР.

Как Савельев возглавил «Аэрофлот»

Поработав вице-президентом АФК «Система» с 2007 по 2009 год, Савельев возглавил главную авиакомпанию страны, сменив зятя Бориса Ельцина Валерия Окулова. Окулов пробыл на посту генерального директора крупнейшего российского авиаперевозчика не меньше — 12 лет. 

Ельцин умер в апреле 2007 года, а спустя несколько месяцев после этого, в июне, компания продлила с Окуловым контракт. Но не на пять лет, как раньше, а на три года. Но и этот срок он не отработал и ушел в отставку в апреле 2009 года. Окулов не смог удержать пост по целому ряду причин. В частности, как писала газета «Коммерсантъ», у него был конфликт с Сергеем Чемезовым. Ростех тогда объявил свой проект новой авиакомпании «Росавиа» конкурентом «Аэрофлота». А Окулов назвал «Росавиа» «пузырем», в ответ Чемезов и правительство Москвы потребовали лишить авиакомпанию рояли, которые ей платят иностранные перевозчики за пролет над территорией России.  

«Коммерсантъ» указывал, что лоббировали назначение Савельева министр транспорта Игорь Левитин (это же подтверждает и бывший федеральный чиновник в разговоре с Forbes) и вице-премьер Игорь Сечин. «Савельев был более сговорчивым и, безусловно, близкий к Кремлю», — говорит Forbes бывший федеральный чиновник. 

Сам Савельев уже в 2012 году в интервью Forbes, комментируя свое назначение, говорил, что тогда шел «спасать компанию, лечить хирургическими методами». За год до его назначения чистая прибыль «Аэрофлота» упала в 8,5 раза, до $37 млн: это было связано не только с резким скачком цен на топливо, но и переоценкой обязательств по лизингу самолетов и займам в валюте. «Он предполагал, конечно, что в «Аэрофлоте» все не айс, но то, что он увидел, превзошло все самые страшные ожидания: от системы управления до финансового положения», — вспоминает топ-менеджер группы «Аэрофлот». 

Заоблачные амбиции: как Виталий Савельев строит «Аэрофлот»

Детство и юность

Виталий Геннадьевич Савельев родился 18 января 1954 года. Биография будущего главы «Аэрофлота» началась в Ташкенте, столице Узбекской ССР.

Мальчик появился на свет в обычной семье советских граждан. В раннем детстве по неизвестным причинам он лишился одного из родителей — отца. Мать, бывшая профессиональным кинологом, делала все, чтобы наполовину осиротевший ребенок чувствовал себя комфортно в обществе сверстников разных национальностей. Бабушка, жившая вместе с дочерью и внуком, помогала во всем.

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев

С юных лет женщины, окружавшие Виталия, видели в нем человека искусства. Вполне вероятно, что из мальчика, участвовавшего в детсадовских утренниках, мог бы получиться неплохой певец или музыкант. Однако нехватка средств на инструменты и профессиональных педагогов не позволила развивать рано проявившиеся таланты, и Савельева отдали в художественную школу, где не требовались высокие бюджетные затраты.

Любовь к живописи и графике прошла в юношеском возрасте, но в младших классах среднего общеобразовательного учебного заведения мальчика считали мастером портретов и натюрмортов. Другими увлечениями парня, неплохо знавшего основные предметы, были подвижные командные игры, вольная борьба и приобретавшие популярность восточные единоборства.

Есть информация, что мечта о руководящей должности зародилась у Савельева в детстве. На уроке графики мальчик неоднократно изображал многоступенчатую лестницу, обозначавшую движение к заветной цели.

На практике подъем на вершину начался в 1970-х, когда выпускник, получивший аттестат зрелости, отправился в Ленинград и поступил в политехнический институт имени М. И. Калинина, впоследствии ставший университетом.

Познавая тонкости механики и инженерии, юноша готовился занять место в крупной государственной компании. Следя за внешностью, в перерывах между лекциями он плавал в бассейне и ходил в секцию бокса. Член студенческой команды, выступавшей на рингах вуза, получил звания кандидата в мастера спорта и чемпиона ряда молодежных соревнований.

В 1977 году по заданию Министерства энергетики и электрификации СССР Савельев отправился на строительство Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. В поселке, расположенном между Хакасией и Красноярским краем, выпускник ленинградского вуза прошел путь от рядового инженера до ведущего конструктора одной из дочерних компаний объединения «КрасноярскГЭСстрой».

В тот же период будущий гендиректор «Аэрофлота», желавший как можно быстрее выбиться в руководители, получил второе высшее образование в стенах Ленинградского инженерно-экономического института имени Пальмиро Тольятти (впоследствии Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет).

Минэнерго и Перестройка

Трудясь в Минэнерго, Савельев работал на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Он прошел долгий путь от простого инженера до главного конструктора одного из объединений «КрасноярскГЭСстрой».

После ухода из Минэнерго занимал пост заместителя управляющего Всесоюзным трестом Севзапметаллургмонтаж Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР.

В Перестройку инженер зарегистрировал совместное советско-американское предприятие «Диалог-Инвест». Оно было филиалом советско-американского предприятия «Диалог СП», специализировавшегося на поставках компьютерной техники и ПО. В этой фирме Савельев дорос до поста гендиректора.

В те самые времена Савельев съездил на несколько стажировок за рубеж. По его словам, он был Японии и Штатах.

«Страшный сон» Савельева 

При вступлении в должность Савельев сменил весь топ-менеджмент, за год уменьшил запланированные прежним руководством расходы на $958 млн и сократил более 2000 сотрудников. Компания провела аудит, запустила программу повышения качества сервиса и call-центр, а также сайт с возможностью покупки билетов. Также он создал несколько комитетов, в том числе по рентабельности и финансовым инвестициям, которые «шерстили» все бюджеты и утвержденные проекты. «Не оставалось ни одной расходной строки свыше 500 000 рублей, которую можно было бы провести, минуя защиту на комитете», — вспоминает топ-менеджер «Аэрофлота» в беседе с Forbes. 

С его переходом ежедневно в офисе компании на Новом Арбате стали проходить планерки, которые называются внутри «Аэрофлота» «штабами». Такие собрания приурочены к решению сопутствующих проблем, например, отмены рейсов, переговоров с кредиторами или ЧП вроде коллапса с багажом в Шереметьево в 2019 году. 

Когда Савельев пришел в компанию, то стал выстраивать дисциплину. «До его прихода компания напоминала богадельню», — вспоминает топ-менеджер «Аэрофлота». По его словам, сперва все ограничивалось предупреждениями и штрафами, потом за опоздания Савельев стал увольнять, распорядок стал «военный». «Он с легкостью может припомнить, если ты что-то не сделал очень давно, фиксировать это для себя, формируя некое досье», — добавляет бывший коллега Савельева еще по министерству. «Если вы его сотрудник, то он может кричать, прибегать к словам «покрепче», используя приемы психологического давления», — вспоминает бывший федеральный чиновник.

«Он был жесткий. Иногда, если был уверен в своем решении, то мог не дослушивать других людей и приступать к исполнению так, как посчитает нужным», — продолжает бывший коллега. Источник в группе «Аэрофлот» подтверждает, что порой переубедить Савельева — задача сложная. Но это касается, как правило, работы с подчиненными. Он бывает любезным с партнерами и знакомыми, и не против компромисса, если он продуктивный, то есть учитывает и интересы «Аэрофлота», говорит собеседник Forbes. «Он грамотный переговорщик и хорошо понимает, как общаться с людьми по всей вертикали власти», — отмечает бывший федеральный чиновник.

Карьера и политика

Сибирская практика благотворно повлияла на будущее Савельева. Вернувшись в Ленинград, он стал заместителем управляющих трестов «Севзапметаллургмонтаж» и «Главленинградинжстрой».

Молодые предприниматели, с которыми Виталий познакомился на работе, заставили задуматься о собственном бизнесе. В итоге по инициативе Савельева появилась совместная американо-советская фирма «Диалог-инвест», занимавшаяся поставками компьютеров, оргтехники и дорогостоящего программного обеспечения.

Следующей ступенью карьерного роста уроженца Ташкента стал пост руководителя правления санкт-петербургского банка «Россия», курируемого высокопоставленными членами нынешнего правительства. С появлением нового главы предприятие, выдававшее кредиты, активизировало работу по обеспечению заемными средствами мелких и средних предпринимателей и позволило организовать подразделение «Менатеп», со временем отданное под власть Михаила Ходорковского.

В середине 2000-х пост вице-президента ООО «Объединенная компания ГРОС» принес Савельеву долгожданную известность и возможность выхода на политическую арену. Предприниматель с техническим образованием получил кресло замминистра экономики и торговли в департаменте, возглавляемом Германом Грефом. Он следил за программой капвложений, курировал таможенную службу, а также занимался стабилизацией внешней экономики страны.

Виталий Савельев и Ника Белоцерковская

В 2007 году Виталий Геннадьевич по собственной воле оставил госслужбу и стал вице-президентом аналитической финансовой компании «Система». Занимаясь активами крупных российских операторов связи, он в качестве председателя вошел в правление российской телекоммуникационной компании «МТС» и совет директоров ООО «Комстар-ОТС».

Спустя пару лет Савельев оказался у руля крупнейшей российской авиакомпании, конкурировавшей с фирмами, входившими в рейтинг Skytrax. Многие посчитали, что это вершина профессиональной карьеры человека, сфотографировавшегося с блогером Никой Белоцерковской.

На посту генерального директора «Аэрофлота» уроженец Ташкента уделял внимание таким моментам, как обновление парка самолетов, усовершенствование качества обслуживания на международных и внутренних рейсах, снижение стоимости билетов и обучение стюардов и стюардесс.

В итоге перевозчик, считавшийся убыточным, вышел в лидеры на российском рынке и в условиях кризиса дважды получил награду Air Transport News Awards. Кроме того, благодаря усилиям Савельева, давшего интервью для фильма журналистки Наили Аскер-заде, компания приобрела партию современных самолетов и поставила цель войти в число лучших мировых авиаперевозчиков.

Личная жизнь

В интервью представителям средств массовой информации Виталий Геннадьевич охотно рассказывает о трудовых достижениях, при этом личная жизнь политического деятеля остается тайной для журналистов. Общественность знает, что у Савельева есть семья, состоящая из жены и дочери, но в «Инстаграме» и других социальных сетях мужчины записей и фотографий, подтверждающих эти данные, нет.

Что Савельеву придется сделать на посту министра

Карьера в министерстве у Савельева началась с личных испытаний. Спустя несколько дней после назначения он заболел коронавирусом, о чем сообщила пресс-служба министерства. Впереди у нового министра и профессиональные вызовы. Савельев возглавляет министерство после «катастрофического» для авиаотрасли 2020 года, отмечает генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Теперь ключевая задача Минтранса — сохранение стабильности в сегменте пассажирских перевозок, особенно в авиации, полагает он. 

«После катастрофического 2020 года из-за ограничений международных полетов наступает крайне непростой 2021 год. В первые шесть месяцев запрет на полеты во многие страны сохранится. В итоге авиакомпании продолжат нести масштабные убытки из-за снижения пассажиропотока и, соответственно, не смогут финансировать в полном объеме лизинговые платежи, неизбежно потребуются новые субсидии из бюджета», — указывает Бурмистров. По данным заместителя главы ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Бориса Шокурова, предварительно операционный убыток авиакомпаний за девять месяцев 2020 года составил 136 млрд рублей.

Требует пересмотра и транспортная стратегия до 2035 года, в которой не учитывалось влияние пандемии, указывает главный редактор «АвиаПорта» Олег Пантелеев. Важно вносить изменения в правила, затрагивающие в том числе транспортную безопасность. «Сейчас расходы на нее составляют весомую долю издержек операторов, порой они выше, чем субсидии для перевозок», — говорит аналитик. 

В сегменте грузовых перевозок ситуация выглядит более оптимистичной, чем можно было прогнозировать во II квартале 2020 года, считает Бурмистров. Здесь важно выбрать, в какие инфраструктурные проекты в первую очередь направить госсредства, чтобы получить наибольший экономический эффект, считает он. 

Stub Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

«Авиаотрасль при назначении Савельева вытащила счастливый билет», — уверен топ-менеджер группы «Аэрофлот». Вряд ли Савельев сосредоточится только на решении вопросов «Аэрофлота», считает он. «У него нет такой мотивации. Даже если бы такое было, то ничего страшного, что министр транспорта лоббирует интересы национального перевозчика <..> это же главный налогоплательщик. Например, если Франция получает какие-то коммерческие права, у Air France всегда право первой ночи», — сказал собеседник Forbes.  

Forbes передал вопросы Виталию Савельеву через его помощников, но не получил ответа. 

Награды

  • 1996 — Медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • 2003 — Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • 2004 — Памятная медаль «В ознаменование 100-летия Агентства ИТАР-ТАСС»
  • 2005 — Медаль «В память 1000-летия Казани»
  • 2005 — Медаль ФСИН «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2005).
  • 2006 — Орден Почёта
  • 2007 — Медаль «За взаимодействие с ФСБ России»
  • 2010 — Медаль «Совет Федерации. 15 лет»
  • 2010 — Медаль СВР России «90 лет ИНО — ПГУ — СВР»
  • 2010 — Медаль Союзного государства за безупречную службу
  • 2013 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2014 — Орден Дружбы
  • 2018 — Орден Александра Невского
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...