Отчет ОПЕК: проблемы в Мексиканском заливе сократили оценку добычи нефти стран вне Картеля — 13.09.2021 14:09 — Открытие Инвестиции

Опубликовано: 13.09.2021 — Отчет ОПЕК: проблемы в Мексиканском заливе сократили оценку добычи нефти стран вне Картеля — Новости и обзоры — Открытие Инвестиции

Добыча нефти на шельфе

Добыча американскими предприятиями в Мексиканском заливе (составляет 1,74 миллиона баррелей в сутки, или 17% от общих объемов добычи в США) была почти полностью приостановлена при приближении урагана «Ида». По состоянию на среду оставались приостановленными добывающие мощности в объеме 1,45 миллиона баррелей в сутки, хотя, судя по имеющимся сведениям, шельфовые буровые установки и платформы почти не пострадали. Отчасти это связано с эвакуацией персонала, который пока не вернулся на объекты. Вертолетные станции в главном центре, из которого работников доставляют на морские платформы, были повреждены, и доступ к ним сейчас невозможен.

Приостановка добычи на шельфе отразится на данных EIA на следующей неделе, а также скажется на данных по добыче и экспорту нефти из США. Уровни добычи в США составляли порядка 11,3 миллиона баррелей в сутки, и трейдерам следует ожидать сокращения примерно на 1,7 миллиона начиная с данных, которые будут опубликованы на следующей неделе. Сниженные показатели будут сохраняться, пока добыча на этих платформах не будет возобновлена.

Запасы.

Предварительные данные за июль показали рост общих товарных запасов в странах ОЭСР на 10,5 млн баррелей м/м до 2,912 млрд баррелей. Запасы оставались на 305,9 млн баррелей ниже, чем год назад, и на 122,0 млн баррелей ниже, чем в среднем за пять лет. По компонентам запасы сырой нефти снизились на 5,6 млн баррелей, а нефтепродуктов выросли на 16,1 млн баррелей м/м.

Коммерческие запасы в ОЭСР снизились на 0,1 день по сравнению с прошлым месяцем, составив в июле 63,7 дней (на 11,6 дня ниже уровня июня 2020 г., но на 1,5 дня выше среднего уровня в 2015 — 2019 годов).

«Они не хотят нефти»: мнения глав компаний, работающих в Мексиканском заливе

Гендиректор Cantium LLC, занимающейся добычей нефти в Мексиканском заливе, Ричард Кёрклэнд в понедельник, 20 апреля, потребовал полностью прекратить добычу в США, поскольку цена нефти WTI вошла в отрицательную зону.

Скважины Cantium, добыча на которых составляет порядка 20 тыс. б/с, будут закрыты на срок не менее двух месяцев, а возможно и четырех.

«Возможно, это был пик добычи, возврата к которому не будет в течение многих лет, — отмечает Кёрклэнд. — В данный момент мы не получаем помощи от кого-либо».

Еще одна компания, работающая в Мексиканском заливе, Fieldwood Energy LLC, приняла решение немедленно приостановить основную часть добычи, составляющей в общей сложности порядка 100 тыс. б/с, после падения стоимости WTI до отрицательного уровня.

«Нефтехранилища полны. Резервы нефтеперерабатывающих компаний полны. Они не хотят нефти», — говорит глава Fieldwood Energy Мэтт МакКэрролл.

В период предыдущего спада на нефтяном рынке — порядка пяти лет назад — компании, работающие в Мексиканском заливе, также опасались нехватки резервуарных мощностей и избытка нефти на рынке, однако лишь сокращали добычу, не останавливая ее. Отраслевые эксперты отмечают, что объем свободных мощностей для хранения нефти никогда не достигал столь низкого уровня, как в период нынешнего кризиса.

Рынок нефти. Путин в октябре: нефть подорожала на заявлениях президента России

В октябре продолжилось начавшееся в сентябре мощное ралли цен на нефть, хотя его темпы роста цен разных эталонных марок были неодинаковыми. Так, цена нефти Brent после сентябрьского десятипроцентного подъёма повысилась в октябре ещё на 5,7% и поднялась выше уже позабытых $80 за баррель, завершив месяц на отметке в $83,47 за баррель. Однако цена техасской марки WTI в октябре продолжала расти почти такими же мощными темпами, как и месяцем ранее, и взлетела за октябрь ещё на 9,2%, до $82,5 за баррель. Ценовой спред между эталонными марками значительно сократился и составил к концу октября менее доллара. В начале третьей декады октября цена Brent повышалась до $85 за баррель, а цена WTI даже тестировала отметку в $84 за баррель, хотя на этих максимумах задержаться долго ценам не удалось.

Графики цен на нефть Brent и WTI за октябрь — начало ноября 2021 г.

Основной причиной для продолжения нефтяного ралли стал энергетический кризис в мире, выражающийся в росте цен на газ и другие энергоресурсы, что повысило спрос на нефть как на резервное топливо для электростанций. Однако не меньший вклад в рост цен на нефть в октябре внесли так называемые вербальные интервенции мировых лидеров и руководителей крупнейших нефтяных компаний мира, преимущественно настраивавшие рынок нефти на рост. В октябре состоялся ряд важных международных форумов, значимых не только для нефтяной отрасли, но и для всей мировой экономики, а также октябрь 2021 года отмечался важными комментариями мировых лидеров относительно сложившегося в мире энергокризиса и его последствий.

Ещё в сентябре нефтяному рынку пыталась угрожать, хотя безрезультатно, глава Минэнерго США Дженнифер Грэнхолм, пообещавшая, что Минэнерго продаст часть запасов нефти из стратегического резерва США, чтобы снизить цены на нефть. Однако уже в октябре министерство энергетики опровергло заявление своего руководителя и заверило, что ведомство не намерено искусственно вмешиваться в рыночные процессы. (Напомним, что ранее госпожа Гренхолм приобрела скандальную известность благодаря некоторым непродуманным заявлениям, например, что у России якобы «самый грязный газ», но это заявление вызвало возмущение и насмешки не только в России, но даже в Европе). В итоге цены на нефть на этом сообщении из американского Минэнерго рванули вверх.

Несколько позже, на международном форуме представителей нефтегазовой отрасли и лидеров нефтедобывающих стран «Российская энергетическая неделя» в Москве принимавший участие в форуме президент России Владимир Путин заявил, что Россия и её партнёры по ОПЕК+ не намерены ещё больше ограничивать добычу нефти, чтобы завышать цены, но, тем не менее, не исключил повышения цены на нефть до $100 за баррель в связи с текущим энергетическим кризисом.

Заявление российского президента открыло ценам на нефть путь на новые максимумы.

Более того, через два дня (согласовывали заявление?) глобальное рейтинговое агентство Fitch вслед за президентом России Владимиром Путиным допустило, что цены на нефть могут вырасти до $100 за баррель, но с оговоркой, что такой рост будет временным, и на уровне в $100 нефть долго не задержится. Как бы то ни было, но эти заявлений одного из мировых лидеров и авторитетного международного рейтингового агентства оказалось достаточно, чтобы к началу третьей декады октября разогнать цену нефти Brent почти до $85 за баррель.

Всего через неделю, 21 октября, президент России Владимир Путин на заседании объединяющего известных в России и за рубежом политиков, политологов и экономистов «Валдайского клуба» в Сочи, отвечая на вопрос о том, может ли ОПЕК+ на ноябрьской министерской встрече принять решение об увеличении добычи нефти на большую величину, чем 400 тыс. баррелей в сутки, рассказал, что это нереально, так как далеко не все нефтедобывающие страны, в частности Россия из-за её природно-климатических особенностей, располагают возможностями для быстрого наращивания добычи.

Почти одновременно Международное энергетическое агентство в октябрьском докладе, повысило прогноз спроса на нефть в текущем году до 5,5 млн б/с, а в 2022 году — до 3,3 млн б/с, что снова воодушевило «быков» нефтяного рынка.

После такого заявления российского президента и обновления прогноза МЭА в сторону повышения «медведям» нефтяного рынка оставалось только впасть в спячку, но, как оказалось, не слишком надолго.

К концу октября в администрации президента США заявили о том, что США создают коалицию импортёров нефти.

В нее войдут сами США (хотя ещё пару лет назад они позиционировали себя как крупнейший экспортёр), а также Индия, Япония и Китай, для того, чтобы надавить на ОПЕК+ и заставить снизить цены на нефть. С такой просьбой к ОПЕК+ публично обращались министры нефти Индии и Японии, однако, в ОПЕК+ придерживались иного мнения.

На ноябрьской встрече министров, страны-участницы ОПЕК+ снова решили сохранить и в ноябре действующие квоты на добычу нефти, и не увеличивать добычу более чем на запланированные 400 тыс. б/с.

Как объясняли это решение представляющий Россию в ОПЕК+ вице-премьер правительства РФ Александр Новак и министр энергетики Саудовской Аравии Абдель-Азиз бин Салман аль-Сауд, поскольку пандемия коронавируса ещё не закончилась, связанные с ней ограничения для экономики могут нанести в любой момент серьёзный удар по спросу на нефть и снизить цены, поэтому более значительное увеличение добычи нефти сейчас не требуется.

Мы полагаем, что и решение, которое будет приниматься на ближайшей встрече ОПЕК+ 4 декабря будет аналогичным, так как пандемия «ковида» и её новые и новые штаммы по-прежнему продолжают «кошмарить» мир и ограничивать спрос на поездки и авиаперелёты, а значит, и на нефтепродукты.

Единственным значимым «медвежьим» фактором к концу октября оказалась распространенная иранскими СМИ новость о предстоящем возобновлении в конце ноября переговоров Ирана и Запада по ядерной сделке.

В Иране уверены, что переговоры будут успешными, и это приведёт к отмене нефтяного эмбарго. На Западе конкретных обещаний и тем более гарантий Ирану не дают, однако приветствуют сам факт будущего возобновления переговоров. Возобновление переговоров по ядерной сделке запланировано на 29 ноября. Тем не менее в конце октября цены на нефть не удержали достигнутые максимумы и постепенно начали снижаться.

Октябрь и начало ноября являются традиционным месяцем публикаций финансовой отчётности крупнейших нефтяных компаний мира за 3 квартал и 9 месяцев.

Финансовые результаты крупнейших нефтяных корпораций мира за 3 квартал 2021 г.

Компания

Выручка, $ млрд

Чистая прибыль, $ млрд

ExxonMobil

73,79

6,75

Royal Dutch Shell

60,04

-0,46

TotalEnergies

48,59

2,8

BP

36,17

-2,54

Chevron

44,71

6,11

ConocoPhillips

11,62

2,38

У крупнейших нефтяных корпораций мира финансовые результаты за 3 квартал 2021 года в сравнении с аналогичным кварталом 2020 года оказались довольно неоднозначными. Почти все перечисленные в таблице выше нефтяные гранды, кроме французской TotalEnergies, показали сильный рост выручки в годовом выражении, на 36-80%, а ConocoPhillips увеличила выручку даже на 165% к 3 кварталу 2020 года благодаря приобретению американский нефтяной компании Concho Resources в январе текущего года. Французская Total выручку снизила на 12% из-за летнего снижения внутренних цен на газ в Европе на 55% в годовом выражении. По этой же причине французская компания снизила чистую прибыль в 3 квартале на 29% к 3 кварталу 2020 года. Однако, можно ожидать, что 4 квартал для Total будет намного более успешным — цены на газ резко выросли.

Не слишком удачным 3 квартал 2021 года стал и для других крупнейших европейских нефтяных корпораций — ВР и Royal Dutch Shell. Так, ВР получила чистый убыток в 3 квартале 2021 года в размере -$2,54 млрд по сравнению с убытком всего в $450 млн в аналогичном квартале 2020 года. А англо-голландская корпорация Shell получила в 3 квартале текущего года чистый убыток в $457 млн, хотя в аналогичном периоде кризисного 2020 года она смогла получить прибыль в размере $489 млн. Убыток ВР в 3 квартале текущего года, как объясняет корпорация в отчётности, был «бумажным», и в следующем квартале, по всей видимости, его уже не будет, а причиной убытка британской корпорации стала переоценка некоторых обязательств, например, форвардных контрактов на поставки газа, в связи с ростом цен на газ в сентябре 2021 года. Вот и получается — «кому война, а кому мать родна», то есть для одних международных корпораций выгода заключается в снижении цен на газ, а для других, наоборот, в росте. Хотя, с другой стороны, рост цен на нефть и газ стали важным фактором роста выручки ВР в 3 квартале на 37% в годовом выражении.

В свою очередь, чистый убыток Shell в 3 квартале 2021 года был вызван форс-мажорными обстоятельствами, а именно последствиями урагана «Ида» в Мексиканском заливе, из-за которого корпорация была вынуждена в сентябре почти полностью остановить добычу нефти в заливе, и, соответственно, производить и продавать меньше нефтепродуктов. Возможно, что результаты Shell в третьем квартале будут лучше.

Ноябрь в прошлые годы нередко являлся месяцем снижения цен на сырьевые товары, в частности цен на нефть. Напомним, что в ноябре 2018 и 2019 годов эта закономерность работала, и цены действительно снижались, а вот в ноябре 2020 года на рынке нефти наблюдался мощный восстановительный рост. Будем наблюдать, как в конце месяца проходят переговоры Ирана с Западом, и готов ли Запад взять и отменить нефтяное эмбарго против Ирана (мы остаёмся скептиками в этом прогнозе и не ожидаем, что обе стороны готовы к серьёзным компромиссам). В ноябре мы ожидаем коридор цен Brent в $75-85 за баррель.

Порты

Еще одно препятствие для возобновления нефтедобычи — урон, причиненный ураганом ключевым портам Луизианы. Добытая на шельфовых месторождениях нефть доставляется в хранилища в таких портах, как Порт-Фуршон, который каждый день в среднем обслуживает около 270 крупных судов и 1200 грузовиков, снабжающих свыше 250 компаний. Когда на порт обрушился ураган «Ида», здесь фиксировались волны высотой 12-15 футов (3,7-4,6 метра), вызвавшие серьезное подтопление. Ведущие к порту дороги по-прежнему заблокированы, поэтому полный ущерб еще только предстоит оценить.

Работу также приостановил терминал Louisiana Offshore Oil Port (LOOP), тесно связанный с Порт-Фуршон. Серьезных повреждений терминал, судя по имеющимся сведениям, избежал, но его работа пока не была возобновлена из-за ограниченного доступа. Связанная с терминалом наземная инфраструктура тоже пострадала. LOOP — единственный глубоководный терминал в США, способный обслуживать танкеры класса VLCC. Сроки возобновления его работы не называются, но некоторые эксперты указывают, что может пройти еще несколько недель, прежде чем в Порт-Фуршон и дюжине других портов Луизианы, которые пока остаются закрытыми, начнутся ремонтные работы.

В результате закрытия портов в Мексиканском заливе скопилось большое количество судов. У берегов Луизианы пришвартовалось около 30 танкеров, ждущих, когда им можно будет принять груз или разгрузиться. Наибольшее количество судов скопилось у Батон-Руж и Лейк-Чарльз. Порт в Лейк-Чарльз возобновил свою работу, и есть надежда, что в скором времени ситуация может частично улучшиться. Пока не известно, можно ли эти суда перенаправить в порты Техаса.

Скопление судов означает, что трейдерам следует ожидать более низких, чем в среднем, показателей экспорта нефти из США и импорта нефти в другие страны.

Прогноз на 2022 г.

Мировое потребление нефти в 2022 г. вырастет на 4,15 мбс к уровню 2021 г. и составит 100,83 мбс, а отметка в 100 мбс будет превышена во 2 квартале 2022 г. Сентябрьская оценка показала растущий оптимизм ОПЕК относительно восстановления потребления нефти в следующем году. Восстановление продолжится как в странах ОЭСР, так и в других странах на фоне улучшения потребления нефтепродуктов.

НПЗ

Готовясь к урагану, нефтеперерабатывающие заводы Луизианы приостановили производственные мощности в объеме порядка 2,7 миллиона баррелей в сутки. Эта цифра составляет около 14% от предполагаемой совокупной мощности американских НПЗ. Оценка ущерба еще ведется, и большинство НПЗ пока не возобновили работу из-за отключения электроэнергии и нехватки сырья, даже если они и не пострадали напрямую от урагана и подтопления.

НПЗ ExxonMobil (NYSE:) в Батон-Руж, перерабатывающий 500 тыс. баррелей нефти в сутки, и НПЗ Marathon Petroleum (NYSE:) в Гаривилле мощностью 565 тыс. баррелей в сутки не пострадали. ExxonMobil сообщила о возобновлении работы своего НПЗ, а Marathon, вероятно, запустит операции, как только будет восстановлено электроснабжение и наладятся поставки сырья. В течение трех недель, по-видимому, в строй вернутся нефтеперерабатывающие мощности объемом 2 миллиона баррелей в сутки.

Закрытие НПЗ означает, что трейдерам следует ожидать увеличения в данных EIA, начиная уже со следующей недели. С другой стороны, уменьшатся, поскольку НПЗ не могут поставить на рынок больше топлива.

Определенные регионы могут быть затронуты сильнее других. Так, например, согласно Патрику Де Хаану из GasBuddy, существенного сокращения запасов можно ожидать в регионе PADD 3. Запасы бензина в регионе PADD 1 за последние два месяца сократились на 30%, и, согласно GasBuddy, в этот регион будут увеличены поставки из-за рубежа.

Отклонения в данных EIA по нефти и бензину, вероятно, будут сохраняться три-четыре недели, в зависимости от того, сколько потребуется времени НПЗ на возобновление работы. (Если вы хотите узнать больше о том, какое влияние, вероятно, окажет ураган «Ида» на ситуацию с бензином в США, вы можете послушать мое интервью с Патриком Де Хааном из GasBuddy, доступное по этой ссылке).

Газовая отрасль. «Северный поток-2» зависим от внутренних проблем Германии

Построенный и почти готовый к запуску газопровод «Северный поток-2» ожидает сертификации от федерального сетевого агентства Германии BNA.

Однако немецкий регулятор с этим процессом не торопится: выдача окончательного решения на запуск газопровода может затянуться до 8 января 2022 года.

А пока BNA достаточно легко раздаёт иностранным компаниям разрешение на участие в сертификации: так, недавно такое разрешение получила польская госкомпания PGNiG, которая ранее судилась с «Газпромом» в арбитражном суде из-за якобы завышенных цен на российский газ и даже выиграла процесс, а «Газпром» по решению суда заплатил польской госкомпании $1,5 млрд. Теперь эта компания намерена проверить соответствие оператора газопровода Nord Stream 2 AG третьей газовой директиве ЕС, подразумевающей независимость разных поставщиков газа в ЕС друг от друга. Но, по всей видимости, у швейцарской компании Nord Stream 2 AG таких проблем с соответствием быть не должно. Более пикантной ситуацией является подача сразу двух заявок от украинских компаний на участие в сертификации газопровода — от «Нафтогаза» и «Оператора ГТС». Депутат бундестага Клаус Эрнст, ранее возглавлявший парламентский комитет по энергетике и экономике, заявил, что Украине не следует участвовать в сертификации «Северного потока-2», так как она преследует единственную цель оплаты за транзит газа через свою территорию. Тем не менее, украинские газовые компании ожидают решения от BNA не позднее середины ноября и чувствуют себя весьма уверенно.

Проблема в том, что в Германии до сих пор не сформировано федеральное правительство (по закону, парламентская коалиция должна быть создана до конца ноября, не позднее чем через два месяца после выборов в бундестаг). А какой будет парламентская коалиция — неясно, и ещё не решён вопрос об участии в ней партии «зелёных», которая была всегда настроена негативно по отношению к «Северному потоку-2». Похоже, что и Германия, несмотря на то, что цены на газ всё равно остаются высокими, не торопится с решением о сертификации, так как политическая стабильность и формирование коалиции важнее. Поэтому борьбу за «Северный поток-2» рано считать завершённой.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...