Общество потребления: суть, особенности и ситуация в России

Общество потребления

Что такое общество потребления

Это тип социального устройства, при котором люди покупают больше товаров и услуг, чем требуется. В таком обществе люди стремятся не накопить деньги, а потратить их на различные товары. С помощью покупок потребители пытаются приблизиться к некоему идеалу благополучной жизни. Например, иметь жильё, машину, хорошую одежду, дорогие украшения, вкусно питаться и отдыхать за границей.

Вещь становится прежде всего символом обеспеченности и статуса, а также средством самовыражения. Так, человек может пользоваться техникой единственного производителя, игнорируя остальных, или предпочитать одну газировку другой, хотя вкус практически не отличается.

Общество потребления сложилось в развитых странах Запада после завершения Второй мировой войны, когда произошёл массовый переход на конвейерное производство.

Автоматизация позволила создавать большое количество дешёвых товаров, доступных для широких слоёв населения. Люди стали обзаводиться домами, машинами, бытовой техникой, а компании начали предлагать всё больше и больше вещей и услуг. В итоге потребление из периодического стало постоянным, а общество этого типа распространилось практически по всему миру.

Есть мнение, что в нынешнюю эпоху на смену общества потребления пришло общество переживаний. Но, по сути, оно ничем глобально не отличается.

Так, при нём люди больше не стремятся обладать статусными вещами, зато жаждут рассказать окружающим о своей насыщенной жизни. Например, не просто запостить в соцсетях фото с пляжа, а показать, что получили нетипичный опыт: совершили паломничество к восточным мудрецам, спустились в пещеры отшельников или прыгнули с тарзанки.

Что такое общество потребления?

Вопросы потребительства и общества потребления являются не просто предметом научно-популярных обсуждений или дискуссий, а приобрели социально-философский характер. Довольно полно и глубоко проблемы общества потребления проанализировал французский философ, социолог, культуролог Жан Бодрийяр в своей одноименной книге.  Он показал, что потребление – это не просто покупательская способность человека, а образ жизни, основанный на статусном символизме и сильной зависимости. Т.е. товар в обществе потребления уже не рассматривается как объект приносящий пользу, а лишь как знак в системе знаков (других товаров).

Цель покупки в таком обществе всегда связана с тем, чтобы как-то выделиться, получить статус, подняться в глазах окружающих. Однако такая цель всегда остается недостигнутой, т. к. товарное предложение всегда опережает подобные стремления человека. Он попадает в замкнутый круг и обрекается на бесконечное потребление.

Производители знают, что потребительство зиждется на самых низменным человеческих чувствах (гордыня, алчность, стяжательство, похоть и др.). Поэтому в обществе потребления стираются традиционные человеческие ценности, максимально устраняется все высокое, творческое и духовное.

Жизнь человека в обществе потребления приобретает полностью материалистический характер. Вместо Бога люди поклоняются работодателю. Обитель Всевышнего заменила новая квартира, купленная в ипотеку, а вместо алтаря в центральной части дома стоит телевизор. Человек перестал цениться за душевные качества, за гуманность, за доброту, милосердие. Единственным критерием успешности и значимости человека стало его материальное благосостояние. Произошла полная подмена ценностей т.к. люди утратили знания о том, что самым главным в жизни является духовное развитие.

ПРИРОДА ОБЛАДАНИЯ

Природа обладания вытекает из природы частной собственности. При таком способе существования самое важное — это приобретение собственности и мое неограниченное право сохранять все, что я приобрел. Модус обладания исключает все другие; он не требует от меня каких-либо дальнейших усилий с целью сохранять свою собственность или продуктивно пользоваться ею. В буддизме этот способ поведения описан как «ненасытность», а иудаизм и христианство называют его «алчностью»; он превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти.

Утверждение «Я обладаю чем-то» означает связь между субъектом «Я» (или «он», «мы», «вы», «они») и объектом «О».

Оно подразумевает, что субъект постоянен, так же как и объект. Однако присуще ли это постоянство субъекту? Или объекту? Ведь я когда-то умру; я могу утратить свое положение в обществе, которое гарантирует мне обладание чем-то. Столь же непостоянным является и объект: он может сломаться, потеряться или утратить свою ценность. Разговоры о неизменном обладании чем-либо связаны с иллюзией постоянства и неразрушимости материи. И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем, так как мое обладание, владение объектом и власть над ним — всего лишь преходящий миг в процессе жизни.

В конечном счете утверждения «Я определение «Я» через мое обладание «О».

Субъект — это не «я как таковой», а «я как то, чем я обладаю». Моя собственность создает меня и мою индивидуальность. У утверждения «Я есть Я» есть подтекст «Я есть Я, поскольку Я обладаю X», где Х обозначает все естественные объекты и живые существа, с которыми я соотношу себя через мое право ими управлять и делать их своей постоянной принадлежностью.

При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь:

объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, то есть психическое здоровье основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна.

***

И полвека назад и сейчас есть люди, которые задумываются и задаются вопросом: «А всё ли с нами в порядке? С человечеством, в общем и целом, куда нас завело вот это общество потребления и есть ли выход?» я выделял в тексте один, на мой взгляд, важный момент и я его продублирую.

«Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека»

Так же было отмечено, кому выгодно подобное общество, в котором нет места для нравственного и духовного развития людей, повышения их образовательного уровня. Оно выгодно так называемым «хозяевам жизни», которым проще управлять обществом потребителей, ведь это общество, похоже на стадо животных. На приведённых мной картинках это стадо очень хорошо заметно под заголовком «Скидка и распродажа».

А выгодно ли оно вам? Тем, кто читает или будет читать эту статью, просто дайте сами себе честный ответ. Вам бы хотелось, чтобы ваши дети жили вот в этом самом обществе потребления или может быть общество должно быть другим, с преобладанием совсем иных ценностей? Под иными ценностями, конечно же, я имею в виду, прежде всего преобладание в обществе нравственного и духовного развития.

Мир сейчас приближается к новому (хотя это относительно, учитывая что история циклична) этапу своего существования. Это время глобальных катаклизмов, и после выхода передачи «Се грядёт» многим уже понятно, что мы уже вплотную приблизились к этому этапу. Кто не верит, могу только сказать, что уже скоро всё увидите сами, так сказать своими глазами. Как бы странно это не звучало, но есть в этом этапе один плюс. В тех условиях, в которые будет поставлено человечество, а правильнее будет сказать, в которые оно само себя поставило, всё большее количество людей начнёт задаваться простым вопросом «А есть ли выход?». Ведь правила искусственно навязанные обществу, с молчаливого согласия этого самого общества, в эпоху катаклизмов просто не работают. И от ответа на этот вопрос, каждого человека будет зависеть очень многое. Судьба всего человечества в целом.

Подготовил: Игорь (г. Вятка)

Черты общества потребления

  • В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году.[2]
  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой досуга.
  • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
  • Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
  • Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки.[3]
  • Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.
  • Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
  • Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
  • Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
  • Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты». Широкое распространение получают омолаживающие процедуры и пластические операции.

Аргументы в защиту общества потребления

Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете

отредактировать

эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка установлена

25 мая 2011

.

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства. Их основные тезисы таковы:

  • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.
  • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
  • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
  • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
  • Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
  • Члены общества потребления требуют более высоких экологических стандартов и экологически чистых продуктов, вынуждая производителей создавать их.
  • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Купить, чтобы выбросить и выбросить, чтобы купить

У Олдоса Хаксли в его романе-антиутопии «О дивный новый мир» встречается фраза: «Лучше новое купить, чем старое чинить». Как и множество других  пророческих антиутопических описаний и цитат, эта фраза прекрасно характеризует потребительскую модель поведения нынешнего общества.  И вот почему.

Дело в том, что производство товаров широкого потребления лежит в основе так называемой «экономики роста». А её целью сегодня является не рост для удовлетворения нужд и потребностей людей, а просто рост ради роста (идеология раковых клеток, не так ли?). А как добиться постоянного роста? Покупать, покупать, покупать! Если потребитель не будет этого делать, экономика расти не будет.

Но как заставить человека покупать то, что у него итак уже есть? Здесь в работу берется механизм «запланированного устаревания».  Как понятно из названия, термин этот означает контроль срока эксплуатации товара. И речь здесь идет даже не столько о сроке технической эксплуатации, сколько о сроке, в течение которого товар является модным, трендовым и популярным. Именно для этого нам на головы спущена рекламная машина, которая день и ночь внушает нам, что надевать, каким телефоном пользоваться, на какой машине ездить, что есть, где спать и проч. Она нам объясняет, что сейчас модно, а что нет. Человек без критического мышления легко ведется на такую пропаганду. Именно на желании потребителя приобрести более новый товар  намного раньше, чем это необходимо, и базируется инструмент запланированного устаревания.

Вся индустрия производства товаров «заточена» на то, чтобы производить изысканный хлам с коротким сроком годности. Еще на стадии дизайна и инженерии определяется жизненный цикл товара. Его разработка и создание ведется таким образом, чтобы после выхода из строя товар не подлежал ремонту, а исключительно был заменен новым.

Победа Запада в холодной войне и распространение потребительских ценностей на Россию

Советский обыватель быстро прельстился красивым образом жизни на Западе, поскольку СССР не мог обеспечить уровня потребления западных стран. И несмотря на то, что по во многих сферах жизнеустройства (например — образование, медицина или армия) Советский Союз не уступал Западу, прогнившая советская верхушка в конце восьмидесятых подписала стране смертный приговор при пассивности большинства населения. Образ «цивилизованного» западного потребителя окончательно стал мечтой и стандартом для нового российского обывателя.

Итак, после 1991 года, когда деградировавшая советская система рухнула, наша страна «эволюционировала» под воздействием западных ценностей и культа потребления. Стремление к западным стандартам жизни стало правилом хорошего тона. Правда жить по западным стандартам в лихие 90-е не очень-то получалось.
consumerism-5
Вместо вожделенного изобилия «как в Европах и Америках» тупые хомяки получили хаос и всеобщую деградацию. Это и есть дорогая цена за нежелание разбираться в устройстве нашего общества, ставить вопросы и находить ответы. «Мы не знаем общества, в котором живем» — слова, приписываемые одному из последних советских руководителей Андропову. Да плохо знали тогда, большинство не понимает чем Россия отличается от Запада и теперь. Результат налицо. Но однако черная полоса начала немного светлеть в 2000-е, когда цена на энергоносители(нефть и газ) поползла вверх. Государство и сырьевые корпорации начали получать сверхдоходы, оживился потребительский сектор и сфера услуг. Внезапно нахлынуло то вожделенное изобилие, о котором наши дорогие граждане мечтали еще с брежневских времен. Расплодились супермаркеты, торговые центры, офисы, бутики, клубы и рекламные баннеры. Наконец-то многие хоть отчасти смогли ощутить себя «как на Западе».

Питер Джозеф об обществе потребления

Но вы ребята возликовали рано. Если уж на то пошло, то кошерное общество потребления должно не только потреблять, но еще и в достаточной степени производить. На Западе это так, а вот в России к сожалению с последним проблемы. Практически все «изобилие» дутое, потому что импортное и значит критически зависит от экспортной валютной выручки, которая просела из-за падения цен на нефть. А вот цены на продукты и барахлишко в наших магазинах выросли из-за девальвации рубля. Даже та продукция на которой стоит знак «Made in Russia» частенько не российская в полном смысле, потому что исходные материалы, сырье или комплектующие — это импорт. Так что радоваться нечему.

Но это я так к слову. Если кому-то показалось, что я призываю ориентироваться на «правильный» Запад, то ошибаетесь. Да, свое производство в целом критически необходимо, но не для того, чтобы имитировать Запад, потреблять и «жить как в Европе». Речь я веду о том, что само общество потребления дегенеративно по своей сути, что на Западе, что у нас. Почему? Потому что человек лишен любых смыслов кроме заработка денег и скупки барахла. Нет нематериальной или если хотите – духовной составляющей(я не о религии, а о идеологии), нет образа будущего, а вместо них есть какие то аморфные «общечеловеческие ценности», да мечта «жить как на Западе», веселиться, кушать, бухать, играть и с комфортом убивать время.

Общество потребления и его деградация

Вообще, если кратко сформулировать весь смысл существования современного потребительского социума, то получится как-то так – побольше жрать, сношаться, по-максимому развлекаться, иметь много денег и барахла. Гедонизм(«смысл жизни в удовольствиях»), стяжательство(«Делай как выгодно, пусть даже в ущерб другим»), консьюмеризм(«покупать много барахла, быть не хуже других, но в то же время выделяться из толпы»),тотальная конкуренция(«борьба за место под солнцем – весь вопрос в том, кто будет иметь больше барахла и ездить на Бентли_Ламборджини_Ферари и т.д.») – вот собственно все краеугольные камни окончательно сформировавшегося дегенеративного общества потребления, причем в худших его формах, что мы наблюдаем в современной России. Это полный декаданс, ребятки.

Цикл общества потребления
Вот перед вами замечательно иллюстрированная схема жизни типичной потребляди, для тех кто не слишком умеет читать на языке врагов, перевожу:

EARN MORE MONEY(«ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ»)
BUY MORE STUFF(«КУПИТЬ БОЛЬШЕ БАРАХЛА»)
CONSUME(«ПОТРЕБИТЬ»)>>>WANT MORE(«ХОЧУ БОЛЬШЕ»)
…И ПО НОВОЙ…ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ…КУПИТЬ БОЛЬШЕ БАРАХЛА…

Ну вы поняли…Сей цикл повторяется до бесконечности, белка бегает ,колесо крутиться. Show must go on, как говорится. Подобной «схемой» пользуется подавляющее большинство обитателей современного социума и это большинство действительно не видит никакой альтернативы сформировавшемуся ущербному стилю жизни и искренне удивляется, что вообще возможно жить как-то по-другому.

Аргументы против общества потребления

  • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
  • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
  • Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым.
  • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
  • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
  • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
  • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
  • Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)[4].

  • Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:

Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

— «Патриарх Кирилл: „Я приехал как паломник“», газета Аргументы и факты в Украине № 32 (677) от 05.08.2009

В России

Общество потребления в постсоветский период в России: Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления.[5] Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

За что критикуют общество потребления

Вот основные претензии его противников.

Делает человека зависимым от вещей

Граффити Бэнкси «Покупай, пока не упал». Фото: QuentinUK / Wikimedia Commons

При обществе потребления стандартная экономическая аксиома «спрос рождает предложение» переворачивается: теперь «предложение навязывает спрос». Уже не потребность вынуждает людей приобретать товары, а наличие этих самых товаров, реклама и пример окружающих заставляют тратить деньги. Причём покупка может быть абсолютно бесполезной, а удовольствие от приобретения лишь сиюминутным.

Поэтому критики общества потребления, например экономист Джон Гэлбрейт и социолог Эрих Фромм, заявляют, что никакой подлинной демократии при нём быть не может. Бизнес, как считают они, с помощью рекламы и СМИ манипулирует сознанием людей в своих целях и создаёт особый вид эксплуатации и тоталитаризма.

Маркетинг формирует вкусы, желания, ценности, нормы и интересы людей. Например, рисует образы идеальной семьи, родителей, детства, молодости и жизни в целом. Реклама окружает человека везде: от листовок на остановке до баннеров на интернет‑сайтах. При этом она подстраивается под потребителя, меняется вместе с ним. И тот постепенно перестаёт замечать, как его нужды и вкусы начинают прямо зависеть от рекламы.

Сводит на нет практическую ценность вещей

Она заменяется на потребительскую и демонстративную, когда товар покупают не за утилитарные свойства, а за возможность похвастать дорогим продуктом. Появляются наценки за бренд.

Изменяется концепция пользования вещами: люди больше не чинят их в случае поломки или износа, а покупают новые. В итоге предметы потребления устаревают и выходят из моды быстрее, чем утрачивают функциональность.

Сами покупки чаще становятся импульсивными и незапланированными. Повальное распространение получают предметы китча — бесполезные вещи вроде спиннеров или поп‑итов, лавинообразно набирающие популярность. А посещение торговых центров превращается в форму досуга и развлечения.

У некоторых людей даже развивается ониомания — неконтролируемая страсть к совершению покупок.

Обесценивает результаты труда и учёбы

Если человек живёт только ради потребления, его интересы, цели и устремления перестают иметь значение. Ведь тогда хорошее образование получают только ради высокооплачиваемой должности, а работают, чтобы получить больше денег.

О развитии и самореализации в таком случае речи не идёт. В итоге человек не получает удовольствия от труда и учёбы и не ценит сам процесс.

Вредит природе

На производство новых товаров уходит всё больше природных ресурсов, а заводы и их продукция всё сильнее загрязняют планету. Так, автомобиль не поедет без бензина, а синтетическую ткань не создать без нефтесодержащих материалов.

Если темпы потребления будут расти и по всему миру приблизятся к уровню развитых стран, в ближайшем будущем мы можем столкнуться с истощением природных ресурсов и глобальными изменениями климата.

Так, по оценкам Европейского агентства по окружающей среде, к концу 21‑го столетия среднемировая температура может повыситься на 6,4 °C. А это грозит таянием ледников, затоплением прибрежных территорий, засухами и другими негативными последствиями.

Поддерживает социальное неравенство

Из‑за бесконечной потребности производить всё новые товары богатые государства практически исчерпали собственные ресурсы. Их недостаток они компенсируют за счёт более бедных стран, в которых потребление ещё не вышло на тот же уровень.

Последние становятся источниками сырья и дешёвой рабочей силы, с помощью которых производятся блага. Большая их часть уходит в развитые страны, а развивающиеся практически ничего не получают. Так, в 2008 году ЕС импортировал в шесть раз больше материалов, чем экспортировал.

В погоне за дешёвой силой корпорации строят заводы в бедных странах. Компании экономят на всём, поэтому работа на таких конвейерах особенно тяжела.

Например, с 2010 по 2016 год из‑за невыносимых условий труда около 20 сотрудников тайваньской компании Foxconn покончили с собой. Эта фирма поставляет комплектующие для Apple. После публикации историй об этом никакого улучшения условий труда в Foxconn не произошло: они стали только хуже. Компания установила решётки на окна производственных и жилых помещений и отказалась выплачивать компенсации родственникам сотрудников, совершивших самоубийство.

Лишает чувства личной ответственности

Культура общества потребления обезличена: в происходящем винят корпорации, а не отдельных людей. Если об алчных капиталистах известно многим, то о простых потребителях, которые и обеспечивают фирмам прибыль, пишут меньше. В результате люди не ощущают личной ответственности за негативные последствия общества потребления.

Например, потребители вряд ли почувствуют вину за то, что заводы дымят, плантаторы вырубают леса для посадки кофе, а права рабочих в странах третьего мира нарушаются. Хотя всё это происходит для потребителя и за его деньги.

В этом плане показательна история с самоубийствами сотрудников Foxconn. Apple не перестала сотрудничать с компанией, а люди продолжили покупать iPhone.

Может привести к кризису

Противники общества потребления считают существующую стабильность иллюзорной и хрупкой. Например, они отмечают, что расходы на товары и услуги постоянно повышаются, иногда обгоняя рост доходов населения. Этому способствует развитая система кредитования.

Но раздувание потребления ради ещё большего потребления не может происходить бесконечно. Истощение ресурсов приведёт к дефициту, а бесконтрольное кредитование — к обесцениванию денег. В итоге может произойти кризис такого масштаба, которого не было раньше: когда люди будут драться за еду и умирать от голода, пока на полках магазинов пылятся бесконечные ряды кофеварок и телевизоров.

Связанные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

Ситуация в России

В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.

Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.

Что можно сделать, чтобы сгладить негативные эффекты общества потребления

В той или иной мере мы все являемся частью этого общества и вряд ли сможем полностью от него отказаться. Несмотря на все недостатки, оно успешно существует долгие годы.

Однако общество потребления действительно создаёт острые проблемы. В первую очередь экологические. Если вы хотите внести свой вклад в борьбу с ними, постарайтесь стать осознанным потребителем и следовать стратегии минимализма.

Это не значит, что нужно отказаться от покупок совсем, просто надо научиться делать их разумно. Вот что можно попробовать:

  1. Оставьте только то, что вам действительно нужно. Попытайтесь разложить все предметы в доме по коробкам и пожить так месяц. Скорее всего, вы поймёте, что в большинство даже не заглядывали. Возможно, вещи из них вам попросту не нужны.
  2. Прежде чем что‑то купить, попробуйте отложить приобретение. К примеру, на несколько недель. Если вещь действительно вам необходима, то вы не передумаете и вернётесь в магазин. В противном случае вы о ней забудете, а значит, товар был не так уж и нужен.
  3. Получайте удовольствие, а не гоняйтесь за ним. Читайте книги, ешьте, делайте покупки не торопясь. Часто мы потребляем лишнее только потому, что боимся чего‑то не успеть. Но в погоне за радостями жизни можно утратить вкус к ней.
  4. Стремитесь больше производить, чем потреблять. Так вы будете не только использовать этот мир, но и преображать его. Например, займитесь творчеством. Особенно хорошо, если вы научитесь давать новую жизнь старым вещам.

Эти советы не только сделают из вас более ответственного потребителя, но и помогут сохранить деньги и время.

См. также

  • Потребительский идеал в СССР
  • Постиндустриальное общество
  • Массовая культура
  • Потребительство
  • Дауншифтинг
  • Ониомания
  • «О дивный новый мир» (антиутопия Олдоса Хаксли)
  • «Хищные вещи века» (повесть Братьев Стругацких)
  • «Общество потребления» (книга Ж. Бодрийяра)
  • «Поколение П» (книга Виктора Пелевина)
  • «Бойцовский клуб» (фильм)
  • «99 франков» (фильм)

Литература

  • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. — L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. — ISBN 0-7619-5691-3
  • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. — London: SAGE Publications, 1998.
  • Дебор, Ги-Эрнст Общество спектакля.
  • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. — СПб.: Амфора, 2002. — ISBN 5-94278-320-9
  • Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. — СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб: Интерсоцис, 2007. — ISBN 978-5-94348-044-7

См. также

  • Постиндустриальное общество

Ссылки

  • Кондратьев К. Я. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия. — 2005. — № 10. — С. 60-66.
  • Софронов-Антомони В. Производство теории потребления // Знание — сила. — 2002. — № 7.
  • Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. — С. 63-77.
  • Зачем России навязывают потребительство?
  • Есть ли будущее у общества потребления? Лекция Петра Мостового с Полит.ру
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...