Обновление цепочек: какой станет международная торговля после кризиса :: Мнение :: РБК

Доклад ВТО о роли государственного регулирования внешней торговли в развитии инновационных секторов экономики.

Проверка на прочность

Вторым важным трендом в глобальной торговле может стать ее концентрация в кругу стран, составляющих наиболее прочные интеграционные объединения, располагающие общей валютной системой. ЕС, вероятнее всего, понесет незначительные потери в торговле товарами и услугами между своими членами (хотя его внешняя торговля может существенно сократиться). Дело в том, что в ЕС доля intra-sector trade исторически была самой высокой в мире, достигая 60% от всех внешнеторговых операций. Иначе говоря, союз давно является по сути единой экономикой. С другой стороны, критически важным для сохранения масштабов международной торговли является поддержание спроса на конечную продукцию, и помощь отдельным игрокам. В ЕС, с его единой финансовой системой и огромными стимулирующими программами ЕЦБ, такую задачу решать проще, чем в других регионах мира.

А те интеграционные проекты, где ведущие региональные экономики относительно самодостаточны и нет единой валюты и налоговой политики, столкнутся с большими трудностями. С этим риском может столкнуться и Южная Америка с ее привязкой к Бразилии, и постсовет­ское пространство с доминирующей на нем Россией. Мы уже видим в странах ЕАЭС первые меры по ограничению доступа на национальные рынки — пока ограничившиеся продовольствием, но имеющие шанс распространиться.

Еще одной особенностью нового кризиса может стать более сильный удар по торговле услугами по сравнению с торговлей товарами. В мировой торговле услугами 42,4% приходится на туризм и международные пассажирские перевозки — наиболее пострадавшие сейчас секторы. Опять-таки, если в ЕС передвижения между странами, скорее всего, восстановятся в полной мере в 2021 году по причине как традиций проведения отпусков, так и взаимоза­висимости стран от трудовых ресурсов друг друга и наличия значительного числа межнациональных семей, то удар по туристическому сектору таких стран, как Турция, Таи­ланд, ОАЭ, Вьетнам или Мексика, будет весьма серьезным. Нескоро решатся и проблемы крупных авиакомпаний, ориентировавшихся на транзитные перевозки (Turkish, Emirates, Etihad, Singapore Airlines и др.).

Государственное регулирование современной международной торговли во многом сосредоточено вокруг технологичных товаров и цифровых услуг. Во многих странах регуляторная политика государства сочетает инструменты развития и стимулирования экспорта продукции цифровой экономики, а также снижения рисков трансграничной передачи данных конечных пользователей.

Сегодня государственная политика во все большей степени ориентирована на продвижение инноваций в цифровых секторах. За последнее десятилетие расходы на НИОКР в сфере услуг, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, выросли с 10,8% до 14,2% глобальных расходов на НИОКР. Правительства поддерживают инновации и развитие цифровой экономики с помощью сочетания традиционных инструментов политики и новых подходов к регулированию. Традиционные инструменты политики варьируются от прямого и косвенного государственного финансирования НИОКР до отмены импортных тарифов (в том числе в соответствии с Соглашением ВТО по информационным технологиям), государственных закупок, ориентированных на инновации и цифровые технологии, мер по требованию местного содержания, разработки стандартов и продвижения высокотехнологичных кластеров и технологических хабов.

Специфика цифровой экономики также побудила правительства многих стран расширить набор инструментов своей политики и разработать новые подходы к регулированию. Эти новые подходы направлены на стимулирование цифровых инноваций с помощью таких инструментов, как нормативные песочницы (то есть, где предприятия могут использовать опыт и рекомендации регулирующего органа и тестировать свои продукты в соответствии с менее строгими нормативными требованиями) и схем обмена данными. Они также стремятся решать цифровые проблемы с помощью таких вмешательств, как ограничения потока данных, требования к локализации данных и налогообложение.

Видео: https://roscongress.org/sessions/novye-lidery-v-tekhnologicheskoy-sfere-vyyti-na-mirovoy-rynok/search/#00:29:37.152

КИТАЙ

Китай имеет самый большой объем В2С интернет-торговли, равный $ 955 млрд. Доля eCommerce в ВВП также является самой высокой и составляет 6,7%. 

Выпуск автомобилей

Производство легковых автомобилей в России в декабре 2020 года увеличилось на 9,7% по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 года, составив 128 тыс. шт., следует из Росстата.

При этом по сравнению с ноябрем 2020 года выпуск легковых машин упал на 6,9%. В целом за прошедший год производство снизилось на 17,5% относительно результатов 2019 года, до 1 млн 259 тыс. легковых машин.

Из документов Росстата также следует, что цены на легковые автомобили иностранных марок в РФ в декабре выросли на 0,8-1,9%.

Надежда Пак, соосновательница сети семейных кафе «Рецептор»

За пандемию закрыла половину заведений сети, потратила на выход из арендных договоров несколько миллионов рублей

Первое семейное кафе «Рецептор» на Большой Никитской Надежда Пак, тогда юрист компании Lotte Group, открыла вместе с мужем, режиссером и фанк-музыкантом Александром Брайловским в 2010 году. Обслуживали гостей сами после основных работ в офисе, готовили по корейским рецептам, которые Надежда помнила с детства, шеф-поваром был ее брат Геннадий. В апреле 2020-го, спустя десять лет работы, эту первую точку пришлось закрыть.

«Наши официанты делали сальто и садились на шпагат»: как бывшие юрист и режиссер строят сеть кафе здорового питания

Кроме знаковой Никитской, закрыли еще два «Рецептора» — на улице Правды и в Одинцове, а также экспериментальную кофейню «КофеЦвет», где продавали разноцветный кофе и десерты, сделанные из натуральных ингредиентов. Если бы не пандемия, этого бы не случилось, уверена Пак. 

Падение началось еще до официальных ограничений, когда власти Москвы начали призывать горожан добровольно соблюдать самоизоляцию. В середине марта выручка сети, на тот момент состоявшей из 8 заведений (семь «Рецепторов» и «КофеЦвет»), за несколько дней обрушилась на 80%. Если одно кафе в будни приносило в среднем 60 000-80 000 рублей выручки в день, то теперь — всего 7000 рублей.

«Сложно вот так терять то, что строили годами»

Пак и Брайловский сразу же начали переговоры с арендодателями. «Некоторые ответили сразу положительно. А кто-то сказал: «Давайте посмотрим», — вспоминает Надежда. К началу апреля, когда в Москве по распоряжению Сергея Собянина закрыли все залы ресторанов и выручка упала практически до нуля, предпринимателям пришлось разрывать договоры с владельцами помещений, которые не пошли на уступки. Законодательно арендодателей так и не обязали делать скидки пострадавшему бизнесу, более того, до конца мая выйти из договора аренды без прописанных в договоре штрафов и потери залога арендатор не мог, несмотря ни на какое падение выручки. Поэтому Пак и Брайловский теряли залоги и платили штрафы — в общей сложности несколько миллионов рублей. «Тянуть аренду за убыточное заведение выходило дороже», — поясняет Надежда.

Из оставшихся четырех объектов на доставку работало только два. Выручка позволяла частично покрывать аренду и платить зарплаты сотрудникам. Выстоять помогло сотрудничество со «ВкусВилл» — представитель сети сам вышел на Надежду и предложил поставлять блюда «Рецептора» на полки магазинов. 

«Лето было глотком воздуха. А потом наступила вторая волна, и стало снова тяжко», — говорит Пак. Выручка по сравнению с летом упала на 25-30%. В оставшиеся кафе стали часто приходить проверяющие органы. «На одном из объектов выписали предписание со штрафом от 100 000 до 300 000 рублей из-за отсутствия перчаток у сотрудника, который обедал. Вот суд прошел только. Ждем решения», — рассказывает предпринимательница. 

Вторая волна переживается тяжелее первой, потому что залы работают, хоть и стоят полупустые, и оснований просить у арендодателей продления скидок нет. Сейчас предприниматели в процессе судебных разбирательств с одним из владельцев помещений, который требует вернуть аренду в полном объеме за все время простоя, а в январе планируют закрыть еще одну точку. «Все это тяжело морально. Сложно вот так терять то, что строили годами, — вздыхает Надежда. — Но мы не отчаиваемся, надеемся, что скоро будет просвет». 

Stub

Новые тенденции

Наконец, если оценивать в целом кризис 2020–2021 годов и его влияние на всю мировую экономику, я обратил бы внимание на высокую вероятность появления новых точек роста и новых специализаций, как внутри отдельных стран, так и на глобальном уровне. Если оглянуться на кризисы 1997–1998 годов и 2008–2009 годов, то становится очевидно, что они не привели к существенным изменениям в мировом разделении труда. Основные тенденции, заложенные ранее, — технологическое доминирование развитых стран; распространение возникших на рубеже 1980-х и 1990-х информационных и коммуникационных технологий, наиболее значимые глобализационные тренды — сохранялись в неизменном варианте. Сейчас же, после трех десятилетий достаточно однонаправленного развития, нас могут ждать новые тенденции: увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами, обусловленное новыми финансовыми возможностями государств — эмитентов резервных валют; очередной виток геополитического соперничества и протекционизма; превращение биотехнологий в главный драйвер экономического роста. Они также наложат свой отпечаток на развитие мировой торговли в ближайшие годы.

Об авторе

Владислав Иноземцев Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Грузооборот транспорта

Росстат сообщил, что грузооборот транспорта в России за 2020 год, согласно предварительным данным, уменьшился по сравнению с показателем за 2019 года на 4,9% и составил 5 трлн 396,5 млрд т/км. 

В частности, грузооборот железнодорожного транспорта сократился на 2,2% — до 2 трлн 544,9 млрд т/км. Грузооборот автомобильного транспорта снизился на 1,4% — до 271,5 млрд т/км.

При этом грузооборот морского транспорта за отчетный период вырос на 16,2% и составил 42,5 млрд т/км, а показатель по внутреннему водному транспорту снизился на 8,6% — до 60,2 млрд т/км.

В то же время грузооборот воздушного транспорта упал на 3,8%, до 7,1 млрд т/км, а трубопроводного — на 8%, до 2 трлн 470,2 млрд т/км.

eGrocery в России

До пандемии COVID потребители в основном покупали продукты питания в офлайн-магазинах. Это было привычно: поехать в выходной за покупками, потратить время в очереди на кассу, потом самостоятельно донести домой пакеты с едой. В условиях пандемии и режима самоизоляции людям пришлось изменить этот сценарий – они вынуждены были заказывать FMCG-товары через интернет. И это оказалось удобно. Многие из них привыкли к доставке продуктов и продолжили заказывать через интернет и после отмена режима самоизоляции. 

Рассмотрим крупнейших продавцов FMCG-товаров из рейтинга аналитической компании Data Insight «TOP100 интернет-магазинов» за 2020 год. 

Лидером по объему продаж в 2020 году стал магазин Sbermarket.ru, объем вырос в 13 раз и стал равен 17 570 млн руб. При этом средний чек уменьшился на 26%, а число заказов увеличилось в 17,9 раз. Сокращение среднего чека может быть связано с подключением подписки СберПрайм, предоставляющей бесплатную доставку: можно заказывать чаще, но меньше.

Самый высокий средний чек в интернет-магазине Utkonos.ru, он равен 6 150 руб. Рост объема онлайн-продаж составил 66%, всего за 2020 год — 16 370 млн руб. Это связано в основном с ростом числа заказов — 52%, а не с увеличением среднего чека — только 9%.

Лидер по количеству заказов — Samokat.ru, в интернет-магазине было сделано 18 170 тыс заказов за 2020 год — это число в 17 раз больше, чем за предыдущий период. Большое количество онлайн-заказов может быть связано с низкой минимальной суммой покупки и бесплатной доставкой. Средний чек в 2020 году был равен 520 руб. Рост объема продаж онлайн-ритейлера примерно равен росту числа заказов – он увеличился в 17,4 раза.

Сервис доставки FMCG-товаров Lavka.Yandex стал в 2020 году лидером роста по объему продаж — рост в 47,5 раз, по количеству заказов — в 38 раз и по росту среднего чека — на 24%.

Жертвы пандемии: Уоррен Баффет и другие американские миллиардеры, потерявшие за год больше всех

[embed:render:token:node:408621]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...