Налог на бороду. Бороду брить – в кафтане ходить

Убил сына? Рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве? Ненавидел Россию?

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».

Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I
Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.

Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I
Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

Чтобы оценить, насколько велика была плата за бороду, достаточно сказать, что 30 рублей в те времена составляло годовое жалование стрельца! Так что суммы с бородачей собирали изрядные: по одной из версий историков, это был один из оригинальных способов не только сделать Россию внешне более европейской, но и поправить казну, истощенную Северной войной.

Легенда 1. Петр I был подменен 

Вердикт: это неправда.

Портрет царевича Петра Алексеевича из титулярника XVII века Российская национальная библиотека

«Государя подменили» — один из самых распространенных мотивов в народ­ной мифологии власти. Собственно, если данный Богом государь делает что-то, что нам сильно не нравится, объяснений может быть два: или такой государь ниспослан нам свыше за грехи, или же он «ненастоящий», то есть его подменили. Из материалов Преображенского приказа и Тайной канцелярии мы знаем, что оба эти варианта широко обсуждались современниками, а совершенно беспрецедентный факт поездки государя за рубеж, да еще и инкогнито, только подлил масла в огонь. Но обсуждать эту версию всерьез мы все же не будем: Петр I был законным сыном своего отца царя Алексея Михайловича от его второй жены, царицы Натальи Нарышкиной.

Бороды и тактика ближнего боя

Одно из первых задокументированных выступлений против растительности на мужском лице связано с именем Александра Македонского. В 331 г. до н. э., накануне решающего боя с персидским царем Дарием за контроль над Азией, он приказал своей армии побриться. Приказ был воспринят неоднозначно: в греческой культуре безволосый подбородок у взрослого мужчины считался признаком деградации. Плутарх полагал, что Александр Македонский руководствовался тактическими соображениями: в ближнем бою борода представляла угрозу для воинов — противник мог за нее легко схватиться. В XX веке решение стали рассматривать в контексте выстраивания имиджа: один из историков делает предположение, что Македонский хотел быть похожим на безбородого сына Зевса Геракла.

Легенда 2. Петр I был гигантского роста и с маленькой головой

Вердикт: это отчасти правда.

Портрет Петра I в рост. Гравюра Франсуа Ландри. Около 1717 года Государственный Эрмитаж

Современники единогласно отмечали высокий рост Петра, но каков он был на самом деле, мы не знаем. Насколько надежным источником является сохранившаяся в Домике Петра отметка, из которой следует, что его рост превышал два метра, большой вопрос. С другой стороны, сохранившаяся — и, несомненно, принадлежавшая ему — одежда не поражает воображение своими размерами. Впрочем, если даже по нашим меркам Петр был человеком среднего роста — 170 с лишним сантиметров, — то на фоне современников он все равно казался очень высоким: люди того времени были значительно ниже нас. А вот данных о том, что у него была аномально маленькая голова, у нас нет.

 

Всё, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах

Рассказывает историк Александр Каменский

Легенда 3. Петр I менял чувашей, рыжих или вотяков  Вотяки — устаревшее название удмуртов. на гвозди

Вердикт: скорее это неправда.

Свадьба карлика Якима Волкова 14 ноября 1710 года во дворце князя Александра Даниловича Меншикова в Петербурге. Гравюра Алексея Зубова. 1711 годГосударственный Эрмитаж

Откуда именно пошла именно эта легенда, неясно. Но стоит помнить, что значительную часть населения России составляли крепостные; остальных можно было превратить в крепостных в любой момент одним росчерком государева пера. Продать, подарить или обменять на что-то человека или целое населенное имение людям той эпохи казалось самым обычным делом. Особен­но это касалось «инородцев» и нехристиан вообще вроде пленных или выве­зенных из-за границы — как правило, малолетними — турок или калмыков. 

Не менее обычным делом было и «коллекционирование» монархами или даже просто богатыми помещиками людей, казавшихся необычными из-за своего внешнего вида: «самоедов»  Самодийцы, самоеды — общее название коренных малочисленных народов России, которые используют самодийские языки: ненцев, энцев, нганасан, селькупов и исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)., «арапов», «великанов», «уродов», «карлов», юродивых. Это, впрочем, было принято не только в России: подобные живые «куриозности» могли быть предметом обмена между монархами. В 1717 году, например, Петр распорядился сыскать «двух человек самоядов молодых робят, которые б были дурняе рожием и смяшняе»  Петр Великий на Севере. Сборник статей и указов, относящихся к деятельности Петра I на Севере. Архангельск, 1909.  и послать их в качестве подарка герцогу Тосканскому; герцог подарок с удовольствием принял. Но вот менять людей на гвозди Петр, пожалуй, не стал бы.

Инсектофобия, ужасные «караканы» и Постельный приказ

Спальники искали клопов в постели царя. /Фото: grizun-off.ru

Спальники искали клопов в постели царя. /Фото: grizun-off.ru

В 1678 году некто Бернгард Таннер писал про свое путешествие в Москву и рассказывал в заметках про отвратительное животное, именуемое «каракан». Отмечал, что хозяева так привыкли к противным тараканам, что не обращают на них внимания. Чех попытался даже нарисовать «каракана». А путешественник из Германии Герберштейн писал, что тараканы сидели везде, даже на потолке, а ночью кусали спящих.

Поэтому становится ясно, для чего был введен Постельный приказ при царском дворе. Должность главного постельничего занимал Иван Головкин, ему подчинялись спальники. В их обязанности входил ежедневный осмотр государевых покоев с целью найти насекомых. Спальники осматривали постель, так как в ней могли быт клопы, потолки и стены, выискивая тараканов, уничтожали пауков и мух. Постельничий пользовался невероятной привилегией: он спал рядом с царем. Ночью нужно было неоднократно проверять помещение, чтобы прихлопнуть оставшихся насекомых.

Духовенство против

Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.

2.jpg

Боярам насильно сбривают бороду. (kurgan.ru)

«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.

Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».

Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.

«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.

6.jpg

Преследование за ношение русской одежды. (ruvera.ru)

Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.

Волосы и расовая дискриминация

В 1786 году губернатор Луизианы Эстебан Родригес Миро принял закон, согласно которому женщинам креольского происхождения запрещалось демонстрировать волосы на публике и предписывалось всегда носить головной убор — платок или тийон. Власти таким образом напоминали женщинам, что вне зависимости от их социального статуса они всегда будут относиться к классу рабов. Шарф или платок на голове чернокожих женщин, впрочем, довольно быстро из символа угнетения превратился в модный аксессуар, заинтересовавший и белых женщин. Согласно историкам моды, уже к началу 1800-х годов закон перестал действовать, но тийон в культуре остался до сих пор.

Легенда 6. Петр I прорубил окно в Европу

Вердикт: это скорее правда.

Петр I на берегу реки Невы. Картина Антона Иванова-Голубого. 1843 годГосударственный Русский музей

Считается, что впервые эту метафору употребил в своих записках итальянец Франческо Альгаротти, посетивший Россию в конце 1730-х, то есть более чем через десять лет после смерти Петра. На самом деле Альгаротти сравнивал Санкт-Петербург с «окном, через которое Россия смотрит в Европу». Его метафору подхватил Пушкин и сделал популярной, использовав в «Медном всаднике» (где он, кстати, прямо ссылается на Альгаротти). В его поэме Петр заявляет о намерении «в Европу прорубить окно», и, судя по контексту, смысл этого «окна» несколько иной, чем у итальянца: скорее это отверстие, через которое Европа хлынула в Россию. 

Как Россия стала европейской? • Видеоистория русской культуры © Arzamas

Так или иначе, метафора эта довольно точная. Разумеется, Россия не была изолирована от Европы и до основания новой столицы на Неве. Но именно Санкт-Петербург становится главным торговым портом России; здесь живет множество иностранцев; именно через Санкт-Петербург проникают в Россию из Европы разные культурные веяния, новинки, моды, новые институты и модели поведения.

Длинные волосы и международные отношения

В 1960-х правительство Сингапура объявило войну мужским длинным волосам. Таким образом власти собирались бороться с нарастающей популярностью движения хиппи, которое было признано «грязным, аморальным и развращающим молодежь». От запрета, который продержался в стране до 1990-х годов, пострадали не только сингапурские неформалы, но и их зарубежные товарищи. Гастроли в страну пришлось отменять таким любителям длинных волос, как Bee Gees, Kitarо и Led Zeppelin. А в 1970-м случился даже дипломатический инцидент: премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю был вынужден отменить визит в Куала-Лумпур, потому что у него в стране арестовали трех длинноволосых граждан Малайзии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...