МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33% :: Экономика :: РБК

Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.

Задания

1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни.

Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте свой ответ.

Я считаю, что повышение качества жизни каждого члена общества ведет к общей удовлетворенности людей своим положением. Это положительно сказывается на производительности труда и заинтересованности населения в развитии прогресса, развитии страны в целом.

2. Численность населения Земли постоянно растет… Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества.

В развитых странах двигателем прогресса является производство, а рынок труда постоянно совершенствуется, благодаря чему большинство людей имеют хорошо оплачиваемую работу.

В бедных странах еще не сформировался механизм рыночной экономики, который бы смог обеспечить население рабочими местами. При этом плохо организованная образовательная политика ведет к тому, что люди не стремятся делать карьеру или заниматься интеллектуальным трудом, а живут по традиционным для этого общества принципам. Рождаемость в таких странах очень высокая, что обеспечивает перенаселение и уменьшение доходов каждого гражданина.

Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такое показатели как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.

Поскольку в бедных странах быстро увеличивается число населения, ресурсов страны не хватает, чтобы обеспечить каждого достойным доходом. Рыночная экономика не сформирована, ресурсов не становится больше, они, наоборот, иссякают. В результате ухудшается качество жизни каждого конкретного человека. Низкий уровень жизни приводит к падению производительности труда и снижению темпов развития производства, страны в целом.

В развитых странах население подходит к воспитанию детей более рационально – семейные пары решаются завести ребенка только после обеспечения себе достойного уровня проживания – после покупки недвижимости, устройства на высокооплачиваемую работу.

3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду?

Поскольку доходы разных групп населения сильно различаются, работники с низкой зарплатой оказываются обделенными материальными и духовными благами. Они понимают, что при нынешней работе им не добиться желаемого уровня жизни. Это приводит к тому, что работники начинают негативно относиться к своей работе, профессии и труду в целом.

Если при увеличении объема усилий и времени, затрачиваемого на работу, доходы увеличиваются, работник положительно относится к труду.

Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

К положительным сторонам социально-экономической дифференциации можно отнести:

  • Повышение интереса к получению профессионального образования и повышению его качества. Однако не каждый член общества имеет возможность получить образование, которое ему интересно (в некоторых регионах не востребованы определенные профессии, а возможности переехать нет).
  • Улучшение развитие конкуренции среди профессионалов. Чтобы добиться более высокого дохода, приходится конкурировать со множеством таких же специалистов.

Минусы:

  • Поскольку дифференциация не останавливается, а только усиливается, богатые богатеют, а бедные беднеют, что провоцирует дальнейшее расслоение общества.

Экономика жизни общества представляет особый интерес для современных граждан, которые стремятся улучшить свой доход и качество жизни.

Источник: Роль экономики в жизни общества. Вопросы по теме, обсуждение основных экономических механизмов. Социальная политика.

Методы государства

Реализуя антимонопольную политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, подавлением безудержных стремлений предприятий-монополистов к установлению высоких цен на свою продукцию. А это один из факторов усиления инфляции.

С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики России и возможность крупных предприятий к увеличению объема выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, — разумной государственной поддержкой, не ограничивающей средний бизнес.

Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование.

Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максимально возможную цену на товар и устанавливают монопольно высокие цены, пользуясь своим доминирующим положением.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Кредит под оборот эквайринга

Точка, Лиц. № 2209

Кредит под оборот эквайринга

Получить кредит

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

ftvh8yGUB8pcBpYCBeIAqIcIWd8NcDBH.jpg

Как измерить вмешательство государства в экономику

Сильный разброс в оценках доли государства в экономике объясняется проблемами методологии. Если считать по доле основных фондов в собственности государства, получится и вовсе 18%, подчеркивает Николаев.

В 2014 году МВФ заявлял, что величина госсектора в российской экономике превзошла 70% ВВП. Однако в новом обзоре в качестве ключевого показателя МВФ использует долю госсектора в добавленной стоимости, которую определяет на основе официальных данных о продажах или занятости в зависимости от сектора экономики. Например, в сферах образования и здравоохранения были проанализированы данные о занятости, поскольку эти услуги бесплатны и доходы невысоки. Для финансового сектора долю государства в добавленной стоимости МВФ оценил как отношение активов государственных банков к совокупным активам банковского сектора, поскольку официальные данные о продажах банков недоступны.

МВФ также включил в анализ дочерние компании 20 крупнейших контролируемых государством нефинансовых компаний, а это большинство дочерних предприятий таких компаний, как «Газпром» или «Роснефть», которые, как правило, классифицируются как частные в официальных данных.

«Это абсолютно справедливый расчет, 70% — завышенная оценка», — согласен с позицией МВФ директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Единственный правильный способ подсчитать, сколько производственных активов на самом деле принадлежит государству, — по производству», — уверен экономист.

«Оценка МВФ очевидно занижена, методология слишком консервативна», — возражает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Главная проблема при расчетах, по его словам, в том, что относить к госсектору: «Компания с госучастием — государственная или нет?»

«По формальным показателям доля государства в экономике действительно около 30%. Но я скорее согласен с оценкой в 70%. Многие крупные компании в России по существу являются «квазичастными» и сильно зависимы от государственных субсидий», — подчеркивает Николаев.

Что такое антикризисное управление

Антикризисное управление – это процесс вывода предприятия из сложной ситуации (например, состояния неплатежеспособности, убыточности, банкротства). Система мер позволяет предупредить или преодолеть кризис. Управляющие оценивают текущее положение компании и разрабатывают стратегию укрепления ее позиции на рынке.

Менеджеру, который занимается «спасением» компании, необходимо принимать сложные решения в условиях неопределенности и ограниченного бюджета, действовать четко и быстро.

Кому досталось

В качестве примеров привлечения предприятий – монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие: ОАО «ТНК-BP Холдинг» (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09), ООО « ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009). ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 по делу № А46-18174/2009), ОАО «МГТС» (Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО «Башкирская генерирующая компания» (Постановление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).

На сегодняшний день средний бизнес оказался под ударом действующей антимонопольной политики. Число контролируемых ФАС сделок сократилось вдвое. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства — в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел – единицы.

Помимо этого на настоящий момент в России отсутствует должный уровень законодательной проработки вопроса о мерах государственной поддержки среднего и малого бизнеса, о системе гарантий и стимулированию его развития.

В частности, предусмотренные нормами действующего законодательства РФ преференции, предоставляемые предприятиям малого бизнеса не имеют действенного механизма обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий. Во многих странах именно средний и малый бизнес являются основой для создания и последующего стабильного развития конкурентной среды.

Так, у малого бизнеса больше возможностей маневрировать капиталом, ниже операционные расходы, у топ-менеджмента больше степень заинтересованности в реализации того или иного проекта.

Почему возникает кризис и какие типы бывают

Организация может столкнуться со следующими видами кризисов:

  • Производственным (технологическим). Возникает при использовании устаревшего оборудования или технологии, которые не позволяют выпускать качественную продукцию и приводят к увеличению издержек.
  • Социально-управленческим.Если сотрудники не находят взаимопонимания, они не могут слаженно работать на благо компании. Это влияет на производительность труда. Конфликты в коллективе отвлекают администрацию: вместо того, чтобы решать бизнес-задачи, руководитель и управляющие думают, как примирить сотрудников.
  • Финансовым. Становится результатом нерационального использования бюджета компании.
  • Организационным. Обычно данный вид кризиса вызывает непродуманная структура управленческого аппарата и организации в целом.
  • Информационным. Возникает, если организация получает недостоверную или неточную информацию о течении внутренних или внешних рабочих процессов.

Все виды кризисов взаимосвязаны: нередко один вызывает или усиливает другой. 

Кризисная ситуация возникает, когда финансовые и хозяйственные ресурсы компании не соответствуют текущей ситуации на рынке. В число внешних причин можно включить следующие факторы:

  • Рыночные – колебания валюты, рост конкуренции.
  • Социально-экономические – увеличение инфляции, повышение безработицы на уровне страны, региона, изменения в законодательстве.
  • Прочие причины – политический кризис, увеличение уровня преступности.

В число внутренних причин можно включить:

  • нарушение равновесия между объемом производства и количеством проданной продукции;
  • большой объем займов и низкую прибыль;
  • несоответствие цены продукции, ее качества и расходов на производство;
  • неэффективное распределение ресурсов.

Почему возникает кризис и какие типы бывают

1. Монополизация рынка

Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.
Кредит «Банковские гарантии»

МТС Банк, Лиц. № 2268

Кредит «Банковские гарантии»

Получить кредит

малый бизнес«Вертикальные» соглашения

«Вертикальные» соглашения – соглашения, заключаемые между не конкурирующими субъектами, когда один из субъектов является поставщиком или покупателем товаров другого. Например, соглашения между производителем и дистрибьютором.

Их характерная особенность заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как правило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав.

Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории, в договорах на дистрибьютора нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности.. Они влекут за собой нарушение антимонопольного законодательства РФ. Так обязанность письменно согласовывать с поставщиком цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции вне оговоренной территории, заключение договора на обслуживание только с указанным поставщиком лицом и т. д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...