Минфин отверг возможность отмены бюджетного правила на фоне пандемии :: Экономика :: РБК

Что такое бюджетные правила, какими они бывают. Как действует бюджетные правила. Их преимущества и недостатки. Критика Бюджетного правила РФ.

Что такое бюджетное правило

В 1990 году только семь стран использовали бюджетные правила. Сейчас хотя бы одно такое правило есть более чем у ста стран.

Бюджетные правила могут применяться не только на государственном, но и на региональном уровне. Регионы тоже ограничивают объем своих долгов, а еще определяют, на что можно направить поступающие средства. Например, предельный объем долга Санкт-Петербурга не должен превышать 50% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Объясняем сложное простым языком

Разбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Пример употребления на «Секрете»

«Введённое правительством бюджетное правило сработало, и такое падение цен на нефть не оказало такого драматического влияния на экономику, волатильность валюты и т. д».

(Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф — в интервью РБК).

Расчет прогнозируемого объема продаж иностранной валюты в октябре—декабре 2020 года в дополнение к стандартным операциям в рамках бюджетного правила в рублевом эквиваленте, млрд руб.

Иностранная валюта, полученная в результате сделки по реализации пакета акций ПАО Сбербанк 2 139,4
  • Осуществленные в марте—мае 2020 года «упреждающие» продажи иностранной валюты и продажи, связанные со сделкой по реализации акций ПАО Сбербанк
-504,2
  • Отложенные в марте—апреле 2020 года покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила
-126,0
  • Остаток отложенных в 2018 году покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила
-1 323,8
Остаток к продаже в октябре—декабре 2020 года 185,4

Виды бюджетов

В состав бюджетной системы входят:
 — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
 — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
 — местные бюджеты, в том числе:
    — бюджеты муниципальных районов;
    — бюджеты городских округов;
    — бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность бюджетов различных уровней образует консолидированный бюджет. Так, например, свод государственного бюджета и местных бюджетов образует консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия). Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации.

Классификация статей доходов и расходов бюджета

Также может осуществляться классификация расходов бюджета и доходов по видам:

  • долгосрочные или краткосрочные;
  • постатейные;
  • с временным периодом;
  • гибкие и статические;
  • преемственные или с нулевым уровнем;
  • профицитные, дефицитные, сбалансированные.

Классификация является условной. Каждое предприятие может руководствоваться собственными принципами и подходами. Компания может выбрать несколько субъектов для бюджетирования на предприятии или делать общий план без детализации по видам бюджета, осуществлять процесс планирования в обычной таблице Excel или применять средства автоматизации.

Основные виды бюджетирования используются на любом предприятии и, как явление, это планирование с целью повышения результативности хозяйственной деятельности.

Смотрите также «Модуль управления движения денежных средств»

Зачем применяют бюджетные правила

Бюджетные правила применяют не для того, чтобы стабилизировать финансовые рынки. Они решают такие задачи:

  1. Ограничивают размеры долга страны и его динамику. Например, существует «золотое правило» — нельзя финансировать текущие расходы за счет новых долгов. То есть средства, которые государство привлекает с долгового рынка, надо использовать только для инвестиционных проектов.
  2. Обеспечивают сбалансированный бюджет с нулевым дефицитом.
  3. Предотвращают рост расходов.
  4. Устанавливают верхние и нижние предельные границы объема доходов и не позволяют сильно увеличивать налоги. Например, в Бельгии рост доходов должен соответствовать росту ВВП.

В России бюджетные правила регулируют распределение нефтегазовых доходов и ограничивают дефицит бюджета. Это важно, потому что Россия экспортирует много природных ресурсов.

Исполнение бюджета

Общий объём бюджета не означает, что указанная сумма собрана за счет налогов и иных поступлений и по состоянию на начало года хранится на каком-либо счёте, а в течение года расходуется. В действительности поступление и расходование средств «растянуто» в течение года и осуществляется приблизительно равномерно. Этот процесс называется «исполнением бюджета». Так, различают исполнение бюджета по доходам (поступление в течение времени средств от уплаты налогов и сборов, безвозмездных поступлений на единый счёт бюджета) и исполнение бюджета по расходам (выплаты в течение времени средств с единого счёта бюджета).

Например, бюджет семьи состоит из зарплаты родителей по 25000 рублей в месяц, таким образом годовый доход семейного бюджета составит 600 000 рублей. С получением зарплаты каждым из родителей раз в месяц исполнение бюджета по доходам будет исполняться на 25000 рублей. Годовые расходы бюджета будут включать в себя помимо коммунальных платежей также затраты на еду, одежду, сотовую связь и другие расходы, исполнение бюджета по расходам будет осуществляться в течении всего года каждый день в зависимости от потребностей.

Доходы бюджета

Остальная доля доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – налоговые и неналоговые доходы (обычно именуются «собственными доходами»1).

В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде:

1. Налоговые доходы:
 — налоги на прибыль и налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
 — налоги на товары, работы, услуги (акцизы: на бензин, алкоголь, пиво, табак и пр.);
 — налоги на совокупный доход (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);
 — налоги на имущество (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц);
 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов);
 — государственная пошлина (средства, взимаемые за совершение юридически значимых действий: за государственную регистрацию, выдачу разрешений и пр.);

2. Неналоговые доходы:
 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр.);
 — платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за использование лесов, недр и пр.);
 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов (доходы от приватизации государственного и муниципального имущества);
 — административные платежи и сборы;
 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства.

Все источники формирования налоговых и неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Нюансы

Согласно бюджетному правилу, на дополнительные доходы от высокой стоимости нефти Минфин закупает валюту и золото и направляет эти средства на счета в Центробанке. Затем эти средства перечисляются в ФНБ. Резервы фонда можно тратить только на компенсацию снизившихся нефтегазовых доходов. Но если они превышают 7% ВВП, то «излишек» можно тратить на инфраструктурные проекты.

Как работают бюджетные правила в России

Последняя версия бюджетных правил действует с 2017 года и состоит из двух частей. Первая часть касается накопления и использования Фонда национального благосостояния.

Когда мировые цены на нефть превышают заранее определенную базовую цену, избытки нефтегазовых доходов направляют на покупку иностранной валюты. Потом эту валюту перечисляют в Фонд национального благосостояния

И наоборот: если мировые цены на нефть опускаются ниже базовой, недостаток запланированных нефтегазовых доходов восполняют из ФНБ. При этом Центробанк продает валюту, а деньги отправляет в бюджет.

С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 долларов за баррель и ежегодно индексируется на 2%.

Вторая часть ограничивает предельные общие расходы бюджета на год: объем расходов не должен превышать объем нефтегазовых доходов.

Практика применения бюджетных правил по годам. Всего в России было четыре версии бюджетных правил. Первая действовала с 2004 по 2008 год и началась с создания Стабилизационного фонда, который был частью федерального бюджета. Деньгами управлял Минфин, но он мог передавать часть полномочий Центробанку.

Когда цены на сырье были высокими и его активно добывали, доходы от добычи и продажи сырья накапливали в Стабфонде. Эти накопления использовали, когда цены на сырье падали, а добыча сокращалась. Базовой ценой на нефть тогда считали 20 долларов за баррель.

Деньгами из Стабилизационного фонда можно было финансировать дефицит бюджета, если цены на нефть опускались ниже 20 долларов за баррель. Если в фонде накапливалось более 500 млрд рублей, можно было расходовать деньги и на другие нужды.

Уже в конце 2004 года Стабилизационный фонд составлял 3,1% ВВП. Нефть дорожала, и в 2005 году базовую цену нефти повысили до 27 долларов за баррель. К концу 2007 года в фонде накопилось уже 11,6% ВВП.

Когда денег стало относительно много, Стабилизационный фонд решили разделить на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервному фонду передали функции Стабфонда, а деньгами из ФНБ государство собиралось софинансировать добровольные пенсионные накопления и балансировать бюджет.

С разделения Стабилизационного фонда начался второй период бюджетных правил, он длился с 2008 по 2012 год. Тогда с помощью бюджетных правил разработали нефтегазовый бюджет: размер нефтегазовых доходов не зависел от мировых цен на нефть и рассчитывался как процент от ВВП. Но начался мировой кризис, и большинство правил не применялось: нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.

Третья версия бюджетных правил появилась в 2013 году. Фактически они вернулись к формированию Стабфонда, но эта версия учитывала все ранние ошибки и циклические колебания в экономике. В 2014 году цены на нефть снова начали падать и накопленных резервов стало не хватать на финансирование расходов бюджета. Поэтому бюджетная политика стала жестче, а потом правительство перешло на «ручное» управление бюджетом. Третья версия правил не смогла обеспечить стабильность бюджета в условиях резкого падения цен на нефть, поэтому появились новые правила.

Текущая — четвертая — версия бюджетных правил существует с 2017 года. В 2020 году идет речь о смягчении правил в части предельного уровня расходов бюджета, потому что доходы упали, а антикризисные расходы выросли.

Согласно проекту поправок в бюджетный кодекс, основные желания Минфина такие:

  1. Повысить допустимый уровень расходов на один год и финансировать их за счет нового внутреннего долга.
  2. Учитывать объемы сокращения добычи и экспорта нефти из-за сделки ОПЕК+.
  3. Установить максимальный ежегодный размер расходов из накоплений ФНБ.

Наглядная эволюция бюджетных правил из презентации Николая Бегчина — директора департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина

Бюджетное правило и курс рубля к доллару. Бюджетное правило снижает зависимость курса рубля от цен на нефть. Банк России по поручению Минфина продает или покупает валюту, чтобы пополнять или использовать международные резервы. Операции Центробанка не должны оказывать значимого влияния на курс рубля: банк может перестать продавать или покупать валюту, если решит, что это угрожает финансовой стабильности.

Однако, если волатильность на финансовых рынках увеличивается, ЦБ может скупать или продавать валюту на открытом рынке. То есть операции в рамках бюджетного правила могут сокращаться или увеличиваться.

С января 2014 по январь 2017 между ценой на нефть и курсом доллара к рублю была сильная отрицательная корреляция — −0,98. Если цены на нефть росли — рубль укреплялся, и наоборот Источник: Банк России
С января 2014 по январь 2017 между ценой на нефть и курсом доллара к рублю была сильная отрицательная корреляция — −0,98. Если цены на нефть росли — рубль укреплялся, и наоборот Источник: Банк России
Положительный зеленый график — это покупки валюты, отрицательный зеленый график — ее продажи. Когда цены на нефть упали из-за коронавируса, ЦБ начал продавать валюту, чтобы остановить ослабление рубля. По левой оси — курс рубля, по правой оси — продажи или покупки валюты в млрд рублей
Положительный зеленый график — это покупки валюты, отрицательный зеленый график — ее продажи. Когда цены на нефть упали из-за коронавируса, ЦБ начал продавать валюту, чтобы остановить ослабление рубля. По левой оси — курс рубля, по правой оси — продажи или покупки валюты в млрд рублей

Практика

С началом пандемии ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила, заключающийся в том, что в нём не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.

В бюджетной политике многих стран есть оговорки, что во время чрезвычайных обстоятельств (например, глобальный финансовый кризис) из подобных установок можно делать исключения. В бюджетном правиле России таких исключений нет.

После экономических санкций и падения цен на нефть в 2014–2016 годах российские власти повысили требования к финансовой дисциплине — бюджетное правило стало оплотом стабильности экономики.

В российском минфине не сомневаются, что бюджетное правило действенно и эффективно. «Прошлый (2020. — Прим. «Секрета») год — наиболее яркий пример: цены падали до $10 и до отрицательных значений, и при этом курс был стабильный, инфляционные ожидания оставались под контролем, премии за риск и процентные ставки реагировали спокойно, — заявил замминистра финансов Владимир Колычев. — Раньше было наоборот: серьёзное снижение цен на нефть всегда приводило к рискам финансовой и ценовой дестабилизации».

Статью проверила:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...