Метод Цицерона: суть техники «Римская комната» для запоминания. Метод мнемотехники на основе пространственного воображения. Упражнения для запоминания текста и тренировки памяти

Метод цицерона является одним из самых простых и эффективных способов запоминания и осваивается он, буквально за пару тренировок.

Содержание

История возникновения метода

Один из самых знаменитых государственных деятелей Римской империи Марк Туллий Цицерон, живший в 106-43 годах до нашей эры, прославился своим непревзойденным ораторским талантом. При этом он обладал поразительной памятью, воспроизводя в своих речах множество дат, имен, фактов, исторических событий, не пользуясь при этом никакими записями.

Способ запоминания текста «римская комната» (метод Цицерона) назван в его честь, но придуман был не им, а гораздо раньше. Цицерон лишь использовал его в целях подготовки к публичным выступлениям и тем самым сделал этот метод знаменитым. Готовя речь, Цицерон делил ее на части. Репетиция каждой из них проходила в разных помещениях его большого дома. Уже во время выступления он мысленно обходил все те комнаты, в которых была отточена та или иная часть его речи, и именно этот прием позволял ему вспомнить все до мелочей.

Корни данной мнемотехники уходят в Древнюю Грецию, где так же, как и Цицерон, ею успешно пользовался поэт Симонид. Согласно легенде, однажды произошло обрушение здания, где проходил большой пир. Симониду, который там присутствовал, удалось выбраться из-под обломков живым и почти невредимым. Он по памяти рассказал людям, разбирающим завалы, где находился каждый из гостей в момент обрушения. Это помогло родственникам найти все тела погибших и похоронить их согласно обычаям. После данного происшествия Симонид понял, что это случайное открытие оказалось весьма полезным и продолжил его развивать.

В настоящее время можно услышать и другие названия такой техники запоминания. Например, метод мест или система комнаты.

Как проложить дорогу Цицерона и построить римскую комнату

Шаг первый – выберите помещение/путь

Метод ЦицеронаДля того чтобы воспользоваться методом Цицерона, выберите хорошо знакомый вам путь, например, от дома до метро, от офиса до любимого кафе, где вы время от времени обедаете; дорогу до магазина, где вы чаще всего совершаете покупки. Конечно, путь можно придумать — самое главное, условие, чтобы вы отлично себе представляли трассу. Совет многих специалистов — по крайней на начальном этапе лучше использовать реальные маршруты.

В отличие от метода Цицерона, римская комната — это хорошо знакомое вам помещение (опять же, реальное или придуманное), как и во дворце памяти. Главное отличие римской комнаты от дворца памяти — здесь вы должны не просто находиться в каком-то помещении/здании, а ходить по нему по четко проложенному маршруту. Например, представьте собственную комнату и передвигайтесь по ней по часовой стрелке (или против часовой стрелки), возьмите «маршрут», который вы проходите, когда возвращаетесь домой с работы: кладете ключи на полку, вешаете куртку, снимаете сапоги…

Шаг второй – привяжите образы к опорным пунктам

Также как и во дворце памяти, обозначьте на вашем пути некие ключевые точки, так называемые опорные образы. Для метода Цицерона это могут быть автобусная остановка, палатка, интересное здание или другой примечательный объект, для римской комнаты — мебель и предметы интерьера помещения. Следующий шаг — через яркие визуальные образы привязать к опорным пунктам непосредственно запоминаемую последовательность (факты или мысли). Но прежде чем начать привязку, пройдитесь по маршруту несколько раз, отмечая по пути все выбранные точки. Начинайте размещать объекты только тогда, когда вы четко ориентируетесь по маршруту и можете с легкостью назвать все опорные пункты.

Римская комнатаКак и в случае с дворцом памяти, ассоциации по дороге Цицерона и римской комнате должны быть такие, которые ближе именно вам. Можно делать логические привязки и располагать предметы по ассоциациям; можно видоизменять объекты, делать из большого маленькое, из маленького — большое, менять цвета (например — на остановке спала огромная зеленая кошка); проводить на первый взгляд абсурдные параллели (стопка газет в холодильнике). Главное — чтобы лично у вас эти связи находили отклик — в таком случае вам будет намного проще воспроизвести информацию. Чтобы понять, что вам запоминается лучше всего, потренируйтесь — тренировки необходимы как строительстве как дворцов памяти, так и римских комнат.

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (

Joshua Foer «Feats of memory anyone can do»

).

Зачем нужен дворец памяти и как им пользоваться?

Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении.

Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или своё рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали.

Использование приемов мнемотехники для запоминания учебного материала

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Кузина В.Р. 1

1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Заварзина С.В. 1

1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

На протяжении всей истории человечества люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы прочно усвоить какие-либо знания. Система приемов, улучшающих использование памяти, возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем знаний, получаемый учениками, с каждым годом возрастает. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Трудности в запоминании текста, возникшие у детей еще в начальной школе, в среднем звене — только увеличатся.

Актуальность данной темы заключается в том, что для многих школьников является большой проблемой запоминание учебного материала.

Целью данного проекта является изучение мнемонических приемов, способствующих запоминанию информации.

Объект исследования – приемы мнемотехники.

Предмет исследования – влияние приемов мнемотехники на запоминание учебного материала.

Задачи:

познакомится с понятием «память»;

изучить историю возникновения мнемотехники;

рассмотреть приемы мнемотехники;

провести эксперимент на эффективность запоминания правил при помощи мнемотехники;

Составить брошюру «Приемы мнемотехники для школьников».

В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:

Поиск информации по теме;

Эксперимент;

Сравнительный анализ;

Обобщение полученной информации.

Практическая значимость состоит в том, что материалы данного проекта можно использовать учителям русского языка и математики, а также памятка будет полезна детям и их родителям.

Гипотеза исследования: следует ожидать, что использование приемов мнемотехники поможет школьникам лучше запоминать учебный материал.

Глава 1. Что такое мнемотехника

Память как основа психической деятельности человека

Память – это форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа: слуховой, зрительный, двигательный, смешанный. По продолжительности протекания процесса выделяют кратковременную и долговременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести — то, что сохранил.

Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное (сознательное запоминание), т. е. ставится цель – запомнить материал.

Механическое запоминаниеосновывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминаниесвязано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

И механическое и смысловое запоминание имеют большое значение. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях – запомнить номер дома, телефона и т.п. – основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге.

Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой.

История возникновения мнемотехники

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации. Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках.

Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованы, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.

Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянём и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни – метод Цицерона.

Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов.

На Руси мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).

Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, – Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.

В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.

20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто, «благодаря» специфике советского режима.

Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна.

В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором трудно увидеть какую-либо систему

Другим недостатком книг по тренировке памяти является полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов запоминания. Без теории трудно создать эффективную мнемоническую систему.

Также следует скептически относиться к заявлениям авторов о том, что именно они изобрели метод Цицерона и вообще придумали мнемотехнику. Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. Вспомните басню Крылова: «…слона то я и не заметил».

Выделяют шесть направлений мнемотехники:

народная мнемотехника;

классическая мнемотехника;

педагогическая мнемотехника;

цирковая (эстрадная) мнемотехника;

спортивная мнемотехника;

современная мнемотехника.

К народной мнемотехнике следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Например, дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.

Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона — выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве «вешалок» для запоминаемых сведений. (Приложение 1, рис.1)

Педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании. Это многократное чтение текста, многократное повторение вслух, переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), перерисовка иллюстраций из учебников, организация учебного процесса в виде игры, создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала.

Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении…

В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое — это скорость запоминания информации. Второй показатель — это объем запоминаемых за один раз сведений.

К современной мнемотехнике относится представленная на сайте система «Джордано». (Приложение 1, рис.2)

Приемы мнемотехники

Основные приемы мнемотехники:

ритмизация (рифмизация);

образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

метод Цицерона на пространственное воображение;

метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.

Ритмизация (рифмизация)

Перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (аббревиатуры)

Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

Кодирование информации

Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

Метод Цицерона

Суть метода Цицерона состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. (Приложение 1, рис. 1)

Метод тренировки зрительной памяти (метод Айвазовского)

Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз. (Приложение 2, рис. 3)

Метод визуализации

Необходимо образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию. Регулярное использование мнемотехники позволит включить в работу и развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение, активизировать работу одновременно двух полушарий головного мозга.

Ассоциативный метод

Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. (Приложение 2)

Цепочки

Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

Глава 2. Анализ использования мнемонического приема рифмизация

В ходе работы над проектом нами был проведен эксперимент по использованию мнемонического приема рифмизации на уроках русского языка и математики. В исследовании приняли участие обучающиеся 6а класса.

Задание по русскому языку предполагало запоминание разносклоняемых существительных. Сначала шестиклассники должны были выучить 11 слов, относящихся к данному правилу. С этой часть эксперимента справилось без ошибок только 2 человека. 1-2 ошибки сделали 8 человек. Итого, на «4-5» выполнили задание 40% респондентов. (Приложение 4, 5)

Далее ребятам было дано мнемоническое стихотворение, в котором зарифмованы все слова для запоминания. (Приложение 3)

В следующей части эксперимента (на следующий день) выученное мнемоническое стихотворение необходимо было написать по памяти, перечислив все разносклоняемые существительные без ошибок. На этом этапе результаты оказались лучше. Качественно сделали задание 88% обучающихся. Такой результат говорит о том, что прием рифмизации помогает выучить правило из учебника. (Приложение 4, 5)

Третья часть эксперимента проводилась через 10 дней без дополнительного предупреждения ребят. Шестиклассникам надо было как в первый раз написать грамотно все разносклоняемые существительные. Результаты оказались следующими. На «4-5» справились с заданием 17 человек, что составляет 68%. Это больше чем при выполнении аналогичного задания первый раз. Также мы опросили ребят, о том, пользовались ли они мнемоническим стихотворением, вспоминая слова. Выяснилось, что 84% использовали предложенный прием рифмизации. Не применяли это стихотворение 4 человека, причем 2 из них не были на уроке, когда оно было дано. Эти обучающиеся оказались в числе тех, у кого было больше 5 ошибок. (Приложение 4, 5)

Задание по математике предлагало запомнить чисто Пи. Сначала шестиклассники должны были выучить 14 чисел, относящиеся к данному правилу. С этой частью эксперимента справилось без ошибок только 2 человека. 1-2 ошибки сделал 1 человек. Итого, на «4-5» выполнило задание всего 12 %. (Приложение 7, 8)

Далее ребятам было дано мнемоническое стихотворение, в котором зарифмованы все эти числа. (Приложение 6)

Вторая часть эксперимента проводилось через 3 дня. Результат оказался следующим. На «4-5» справилось с заданием10 человек что составляет 42 %. Это больше чем при выполнении аналогичного задания в первый раз. (Приложение 7, 8)

Таким образом, мы видим, что мнемонический прием рифмизации помогает запомнить сложнозапоминаемый материал.

Заключение

В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам.

Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.

Проблема запоминания информации волновало людей с древности.

Выделяют шесть направлений мнемотехники:

народная мнемотехника;

классическая мнемотехника;

педагогическая мнемотехника;

цирковая (эстрадная) мнемотехника;

спортивная мнемотехника;

современная мнемотехника.

Основные приемы мнемотехники:

ритмизация (рифмизация);

образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

метод Цицерона на пространственное воображение;

метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.

В ходе проверки шестиклассников МОУ СОШ №10 на использование мнемотехнического стихотворения в записи слов выяснилось, что в первый раз на 4 и 5 написал 40% ребят. Со стихотворением оказалось лучше на 4 и 5 написало уже 88 % учащихся. А во второй раз без предупреждения, без повторения- 68% ребят написали на 4 и 5.

Таким образом, гипотеза подтверждена. Использование приемов мнемотехники действительно помогает лучше запоминать учебный материал.

Список источников

Современные приемы и методы запоминания https://studfile.net/preview/3962515/page:13/

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. https://nashol.com/2011092760554/uchebnik-memotehniki-sistema-zapominaniya-djordano-kozarenko-v-a.html

Что такое память. Виды памяти. https://studopedia.ru/18_35377_chto-takoe-pamyat-vidi-pamyati-protsessi-pamyati-kachestva-pamyati-predstavlenie.html

Процессы памяти: запоминание и воспроизведение. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/osnovnye-processy-pamyati.html

Приложение 1

Метод Цицерона

Рис.1

Система запоминания Джордано

Рис. 2

Приложение 2

Метод тренировки зрительной памяти

Рис. 3

Цепочки

ТАПОЧКА ДЕРЕВО БАНАН ЧЕРВЯК БУДИЛЬНИК

Пара ТАПОЧКА — ДЕРЕВО: тапочка висит на ветке дерева.

Пара ДЕРЕВО — БАНАН: на стволе мощного дуба приклеен (или зацеплен за кусок коры) ярко-желтый банан.

Пара БАНАН — ЧЕРВЯК: огромный червяк с зубастой пастью прогрыз банан.

Пара ЧЕРВЯК — БУДИЛЬНИК: сонный червяк лежит сверху на звенящем будильнике, прямо на звонке, и трясется вместе с ним.

Приложение 3

Разносклоняемые существительные

Таблица 1

Правило из учебника

Мнемоническое стихотворение

Время

Племя

Пламя

Знамя

Бремя

Семя

Темя

Стремя

Путь

Имя

Вымя

Было время, жило племя.

Разжигало племя пламя,

Поднимало племя знамя.

Налетело злое бремя.

Кончилась у племя семя.

Зачесало племя темя.

Встряло племя ноги в стремя

И пустилось в дальний пкть.

Чтобы спину здесь не гнуть…

Возродить свое чтоб имя

Разводить пришлось им, вымя,

И выращивать дитя.

Приложение 4

Использование приема рифмизация на уроке русского языка

(в таблице показано количество ошибок)

Таблица 2

 

Правило из учебника

Мнемотехника рифмизация (1 эксперимент)

Эксперимент 2

1

3

1

2

11

3

4

2

2

4

5

2

5

1

10

6

6

3

7

6

2

3

8

5

4

10

9

2

1

10

3

2

11

5

2

1

12

1

1

13

1

4

1

14

3

5

3

15

6

2

3

16

1

1

17

3

1

2

18

3

3

19

3

2

2

20

2

1

21

3

22

1

23

3

1

1

24

25

1

1

26

9

27

6

Приложение 5

Использование приема рифмизация на уроке русского языка

(в таблице показано количество ошибок)

Диаграмма 1

Пользовались ли вы мнемоническим стихотворением, вспоминая разносклоняемые существительные?

Диаграмма 2

Приложение 6

Мнемоническое стихотворение «Число Пи»

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Ну и дальше надо знать,

Если мы вас спросим –

Это будет пять, три, пять,

Восемь, девять, восемь.

Приложение 7

Использование приема рифмизация на уроке русского языка

(в таблице показано количество ошибок)

Таблица 2

 

Правило из учебника

Мнемотехника рифмизация (1 эксперимент)

1

4

3

2

4

3

3

2

4

9

6

5

14

6

14

8

7

9

11

8

9

9

11

6

10

12

11

12

12

12

8

7

13

14

3

15

12

9

16

17

7

7

18

10

19

10

8

20

5

12

21

9

9

22

7

1

23

8

24

3

3

25

2

26

27

Приложение 8

Использование приема рифмизация на уроке математики

(в таблице показано количество ошибок)

Диаграмма 1

Просмотров работы: 159

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. Основная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. Внимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. Обзор. Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Доводка. Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Метод Айвазовского

Место для тренировок: вид из окна, с балкона или с крыши.

У многих художников отличная зрительная память. Ее можно развивать, рассматривая вид за окном или пассажиров в метро. Зафиксируйте взгляд на человеке или вещи на несколько секунд. Попытайтесь запомнить объект в деталях, потом закройте глаза и представьте его. Снова посмотрите на предмет изучения, освежите образ и продолжайте упражнение. Можно делать зарисовки лиц и фигур прохожих, запоминать картины в музее. Или тренироваться со спичками: бросить на стол 4-6 спичек и запомнить, как они легли. Количество спичек нужно увеличивать раз за разом.

Смысл

Тренировка памяти по методу Цицерона происходит на основе пространственного воображения. Что это значит? Представьте себе все те предметы домашней обстановки и уличные объекты, которые вы постоянно видите. Все это зрительные образы, формирующие ваши естественные ассоциации на уровне подсознания. Связи между этими образами формируются в нашей голове автоматически и не требуют работы над их запоминанием.

Этот факт как раз и определяет метод Цицерона, суть которого основана на принципе запоминания последовательности и многократном повторении уже давно знакомых нам образов. То есть ту информацию, которую нам надо хорошо запомнить и потом воспроизвести, надо мысленно распределить по хорошо знакомым нам объектам (например, по предметам мебели в офисном кабинете, в спальне или гостиной) в четко заданном порядке. Когда вы вспомните это помещение, перед вами без труда возникнет необходимая информационная картина, и вам останется лишь воспроизвести ее.

Одно и то же помещение можно использовать для запоминания неограниченное количество раз. Такой способ дает возможность запомнить не просто отдельные слова и фразы, а объемные информативные тексты. Использовать данную мнемотехнику можно в любых условиях, важно сконцентрироваться и не отвлекаться на внешние раздражители. Когда же придет время для озвучивания нужной информации, представьте себе то помещение, в котором вы работали над запоминанием, и процесс пойдет как по маслу.

Такой метод очень полезен не только для совершенствования памяти, но и для общего развития мышления, а также умения сосредотачиваться на необходимой информации и проводить анализ окружающей обстановки.

Как построить чертоги разума

  • Выбрать место. Это может быть как реальное помещение, так и вымышленное. Главное условие — оно должно быть хорошо вам знакомо и достаточно просторно, чтобы по нему можно было ходить. Хорошо подойдут улицы, по которым вы гуляете каждый день, собственная комната, школа, университет или работа.
  • Выделить ячейки памяти. Это хорошо заметные предметы, которые станут хранилищем для воспоминаний: тумбочка в коридоре, настольная лампа, картина на стене, необычное дерево, дорожный знак.
  • Определить и запомнить маршрут. Вы всегда будете обходить ячейки памяти в одном и том же порядке, поэтому путь должен быть простым. Некоторым удобнее представлять движение по часовой стрелке, некоторым — против. Экспериментируйте! Поменяйте дорогу, если она покажется вам сложной или неудобной.
  • Назначить ассоциации. Это самый творческий этап, который потребует напрячь воображение: нужно придумать, как именно понятия могут быть связаны с объектами.

Как заполнить ячейки памяти

Возьмем за основу конкретный пример. Допустим, чертоги разума — это ваша спальня, а запомнить нужно список покупок:

  • Бананы;
  • Молоко;
  • Печенье;
  • Хлеб;
  • Зубная паста.

Начнем с выбора маршрута. Вы заходите в комнату и обходите ее по часовой стрелке. На вашем пути: стеллаж с книгами, шкаф, окно, кровать и тумбочка. Каждое из этих мест — ячейка памяти, в которую нужно мысленно поместить определенный образ. А теперь попробуйте представить вот что:

  • Стеллаж с книгами раскрашен в яркий желтый цвет, на полках нарисованы бананы;
  • Шкаф молочно-белого цвета с черными пятнами, как у коровы;
  • Окно украшено гирляндой из печенья;
  • На кровати лежит огромная подушка в виде багета;
  • Тумбочку невозможно открыть, потому что ручка вымазана зубной пастой.

Теперь вам нужно только представить, как вы идете по комнате, и образы возникнут в сознании сами собой.

Это самый простой пример ассоциаций между ячейками памяти и тем, что их заполняет. Если же вам нужно запомнить не предметы, а что-то более абстрактное, придется проявить больше изобретательности. К примеру, вы учите случаи употребления простого настоящего времени в английском — Present Simple. Можно выбрать в качестве опоры путь от дома до остановки транспорта и представить следующее:

  • Вы выходите из подъезда каждый день в восемь утра — повторяющееся действие;
  • Пьете кофе на ходу — привычка;
  • Поворачивая за угол дома, поскальзываетесь на льду, ведь вода замерзает при 0°С — общая истина;
  • По дороге вас останавливает прохожий, вы объясняете ему как пройти к почте — инструкция или указание;
  • На остановке висит плакат с датами государственных праздников — фиксированные договоренности.

Не бойтесь придумывать и более смелые или абсурдные образы, чем ярче — тем лучше. Обязательно пройдитесь по маршруту несколько раз — нужно убедиться, что ассоциации «прижились».

Метод итальянских мальчишек

Место для тренировок: очереди.

Уильям Аткинсон пишет, что наблюдал эту картину в Чикаго: итальянские газетчики, стоя у дверей типографии в ожидании свежего номера, играют в «Морру». Один показывает другому кулак и с криком «Морра!» разжимает несколько пальцев. Второй игрок быстро называет число вытянутых пальцев, а если медлит или ошибается — получает пачкой газет по голове. «Морра» похожа на «Камень-ножницы-бумагу». В эту простую игру, должно быть, до сих пор режутся мальчишки в неаполитанских дворах.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнатыМетод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Метод йогов

Место для тренировок: где угодно.

У йогов, которые уж точно преуспели в саморазвитии, можно позаимствовать элементы випассаны. Практиковать медитацию внимательности можно в любой обстановке: катаясь на велосипеде, принимая душ, сидя на лекции, но лучше всего это делать наедине с собой. Суть метода в том, чтобы осознавать каждое мгновение жизни, быть восприимчивым к сигналам своего тела. Медитацией можно считать даже размеренную ходьбу из угла в угол, если в этот момент ваше внимание сконцентрировано на движении. Сделайте 5-10 медленных шагов по прямой. Двигайтесь расслабленно (представьте, что вы снимаетесь у Тарковского). Следите за тем, как поднимается стопа, как переносится вес с одной ноги на другую. В течение дня обращайте внимание на то, что вы привыкли делать мимоходом. Через определенные промежутки времени — например, каждые 4 часа — фиксируйте, в какой позе вы находитесь.

Практическое задание

Рассмотрим на примере, как с помощью системы римской комнаты можно запомнить список слов: пластилин, велосипед, рюкзак и бутылка. Перечисленные вещи расставляем по дому таким образом, чтобы они бросались в глаза, выделялись, находились в неправильном положении или месте. Велосипед переворачиваем и ставим под вешалкой, рюкзак вешаем на дверь, бутылку ставим на тумбочку и кладем в нее цветы, а пластилином заклеиваем зеркало в прихожей. 

Такое расположение создает в нашей голове нестандартные ассоциации и надолго отложится в памяти.

На практике метод Цицерона применяется для более сложных и серьезных задач. С помощью него также можно запомнить телефонные номера, идущие строго по списку, цифры с множеством знаков, список покупок, отложить в памяти игральные карты, которые выходят из игры.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дорогеПиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциацииКстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Несколько примеров херсонского метода пиктограммНесколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинкиСпустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинкиИспользуя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Рекомендации

Подобные тренировки рекомендуется проводить регулярно, так как это позволит усовершенствовать такой важный инструмент сознания, как память. Таким образом вы будете двигаться вперед в своих успехах, и результат вашей деятельности будет идти на повышение.

Перед тем как вы приступите к работе с запоминанием информации, лучше реально обойти те помещения, которые будут выполнять для вас роль «римской комнаты». Представляемые объекты (например, предметы мебели) не должны повторяться, одинаковыми могут быть только названия этих объектов (шкаф, стол, тумбочка, комод и прочее). А сами объекты должны быть разными (например, шкаф в прихожей и шкаф в спальне, стол в кухне и стол в кабинете, тумбочка в детской и тумбочка в спальне). А также можно разделить один объект на несколько зон (частей). Скажем, комод можно не считать одним объектом, на который мы будем «помещать» единицы запоминаемой информации, а разделить его по количеству ящиков, находящихся в нем.

Немалую роль в улучшении процесса запоминания играют органы чувств. Важно подключить их к работе и отмечать не только то, что вы видите, но и то, что вы чувствуете (например, запахи, вкусы) или слышите (различные звуки). Для большей эффективности применения метода Цицерона нужно прикреплять единицы запоминаемой информации к объектам ярко освещенных комнат. А также можно изменять размеры запоминаемых предметов или образов (например, мышь представлять размером со слона и наоборот), придумывать интересные и подвижные переходы от образа к образу, от объекта к объекту. Например, представить диван более яркого цвета, чем он есть на самом деле, а соседнее кресло ритмично пританцовывающим.

Главным преимуществом методики «римская комната» является ее быстрое освоение, которое происходит буквально за несколько тренировок.

Метод Робера Удэна

Место для тренировок: полки супермаркетов.

Робер Удэн — знаменитый французский фокусник и кумир Гарри Гудини. В юности он ежедневно тренировал наблюдательность. Проходя мимо магазина, Робер бросал поспешный взгляд на витрину, отворачивался и через несколько шагов старался вспомнить в точности каждый товар: цвет, размер, форму. С каждым днем это упражнение удавалось все быстрее. Совсем скоро он достиг такой сноровки, что мог описывать содержимое прилавков на бегу.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы,  нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секретыТакую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...