Ментор и наставник: чем они отличаются друг от друга и нужны ли они

Статья по теме: «Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией».

Содержание

Найдите своего наставника среди 400+ специалистов

  • Георгий Семенов
  • Дмитрий Ноженко

    Дмитрий Ноженко

    Senior Front-end Developer в AirSlate

  • Антон Мелентьев

    Антон Мелентьев

    Senior Automation QA Engineer в Luxoft

  • Александра Пшеборовская

    Александра Пшеборовская

    QA Automation Lead в JetBrains

Эффективный подход с вековой историей

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Ментор – это…

Да, в античности (а речь идет о XII веке до н.э.) это было просто имя. Согласно сюжету поэмы-эпика «Одиссея», так звали одного престарелого эллина, который долгие годы заведовал хозяйственными делами во дворце Одиссея, бывшего в то время молодым царем Итаки.

Гомер изобразил Ментора не только хватким управляющим и незаменимым слугой для правителя, но и его верным другом. Это был очень преданный человек – чуть ли не единственный из близкого окружения, кому Одиссей мог безоговорочно доверять и к чьим мудрым советам он всегда прислушивался.

Троянская война шла уже 10 лет, но Одиссей, не желая покидать свою красавицу-жену Пенелопу и малолетнего сына Телемаха, притворился сумасшедшим и попытался уклониться от призывов Менелая. В конце концов хитроумный Паламед, один из эвбейских героев, разоблачил эту ложь, вынудив царя Итаки принять участие в походе.

Определение

Собираясь в путь, Одиссей препоручил заботам Ментора не только дворец со всеми слугами, но и свою прекрасную супругу. Однако главным объектом его тревоги был маленький Телемах, с младых ногтей отличавшийся большим своенравием, неуместной импульсивностью и склонностью к проказам.

Обеспокоенный правитель просил Ментора стать для мальчика таким же добрым и терпеливым наставником, каким он был для самого Одиссея. И, судя по всему, Ментор отлично справился с этим, поскольку его имя прошло сквозь тысячелетия и со временем превратилось в нарицательное.

В дальнейшем изложении, когда Телемах повзрослел и отправился в Пилос на поиски отца, в трудные для юноши времена ему помогала богиня Афина, принимавшая образ седовласого эллина.

Почему внутреннее менторство — это тренд

В период пандемии многие компании перешли на удалёнку и возникла проблема коммуникации не только внутри отделов, но и между ними. Это послужило толчком к возникновению локального менторинга в компаниях.

mentor_Solvery-_1_.jpg        

Ментор SolveryЛюдмила Загитова говорит, что начала развивать идею менторства в компании Naumen именно в период пандемии.

Пару лет назад в России мало кто задумывался о менторстве и тем более единицы внедряли его в своих компаниях. Совершенно иная ситуация на Западе. В США есть сервисы Codementor и Mentorcruise, работающие в сегменте С2С. В Канаде есть B2B-сервисы Together platform и Mentorly. Они помогают организовать систему менторства внутри компаний.

Кто такой ментор и чем он полезен

К помощи менторов, у которых огромный багаж знаний, в свое время прибегали известные личности, например Александр Македонский и Марк Цукерберг. Кто же такой ментор и чем он может быть полезен?

Кого называют ментором

Стать джедаем Люку Скайуокеру из «Звездных войн» помог симпатичный, но взбалмошный мастер Йода. Он делился с юным падаваном собственными мыслями и выводами, подталкивая подопечного к познанию самого себя.

Наставника, который участвует в таком неформальном процессе обучения, называют ментором. Его подопечный ― это протеже, или менти (mentee).

Первые менторы известны с античных времен. К примеру, философ Сократ был наставником Платона, а Александр Македонский регулярно советовался с Аристотелем. Термин «ментор» стали использовать намного позже, но заимствован он из античных мифов. Так звали знаменитого наставника Телемаха — сына Одиссея. Герой попросил Ментора приглядеть за ребенком и обучить его всему.

Такой вид наставничества и партнерства, при котором человек делится с подопечным опытом решения определенных проблем, называют менторством. Оно подразумевает длительную совместную работу ментора и его протеже или цикл коротких встреч, направленных на решение одной конкретной задачи. Работа и обмен знаниями происходят через обсуждение определенных вопросов, которые в данный момент пытается решить подопечный.

Женщина стоит у доски и рассказывает что-то аудиторииКто такой ментор и зачем он нужен: Pexels

Зачем нужен ментор

Бизнес-наставник Олег Гущин подразумевает под термином «ментор» специалиста, который готов поделиться знаниями с менее опытным коллегой. По мнению бизнес-тренера Николая Сапсана, такой человек отличается:

  • широкой картиной мира;
  • жизненным опытом;
  • хорошо развитой интуицией.

У него можно попросить совета, поскольку ментор компетентен и обладает глубокими познаниями в нужной области.

Некоторые люди считают, что в помощи более опытного наставника нуждаются только школьники и студенты. Такое мнение продиктовано ошибочным представлением о менторе как об обычном учителе. Оно далеко от истины.

К помощи наставника-ментора может прибегнуть любой. Очевидная польза сотрудничества с таким человеком в том, что ментор:

  • делится знаниями с менти, помогая ему избежать типичных для начинающих ошибок и предупреждая о возможных трудностях;
  • видит ситуацию со стороны и оценивает ее объективно. Ментор поможет подобрать действенные инструменты и технологии, необходимые для выхода из сложившейся ситуации;
  • задает правильные вопросы, которые позволяют посмотреть на патовую ситуацию под новым углом и выбрать наиболее эффективную стратегию действий;
  • помогает менти развиваться и выходить на новый уровень сознания, мотивации.
  • делится полезными контактами, сводит с нужными людьми и дает рекомендации;
  • помогает добиваться поставленных целей конкретными действиями. Например, дает практические советы по оформлению юридической документации или рекламирует проекты протеже через свои каналы.

В ходе сотрудничества и общения ментор оказывает моральную поддержку, показывает возможные пути достижения цели, но никогда не мешает подопечному. Главное ― не делает ничего вместо него.

Мужчина протягивает руку по направлению к камереКто такой ментор и зачем он нужен: Pexels

Путь ментора

Макс Бельский

занимался персональным наставничеством и работал ментором в финтех-школе Тинькофф, старший разработчик Т⁠—⁠Ж

Со студенческих времен я всегда помогал товарищам, которые не очень хорошо разбирались в тех или иных предметах. Это отчасти стало предпосылкой для моего менторства. С 2013 по 2014 год я работал в новосибирской ИТ-компании Sibext, а потом фрилансил четыре года. В 2018 году пришел в Тинькофф, а в 2020 — перешел в Т⁠—⁠Ж. Наставничеством я начал заниматься как раз в период работы на самого себя: мне было интересно помогать знакомым набирать опыт для джуниор-позиций в компаниях их мечты.

Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.

Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.

Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.

Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.

При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».

Кто такой ментор и зачем он нужен

Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто и зачем становится ментором, сколько они получают

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Как это работает?

  • Сформулируйте запрос

    dialogue
  • Выберите ментора

    people
  • Познакомьтесь с ментором

    Solvery предлагает бесплатные тестовые занятия, где вы можете обсудить ваши задачи и составить план развития.

    Больше о занятиях

  • Занимайтесь

    И совершенствуйтесь!

    conversation

15 бесплатных минут!

У вас будет 15 бесплатных минут, чтобы познакомиться, обсудить план занятий и договориться об удобном графике

Вам нужна помощь?

Пройдите короткий тест и команда Solvery подберет вам подходящего наставника

Зачем нужен ментор

Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.

Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).

Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.

На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

  • Коуч. Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.
Фото:Nik MacMillan / Unsplash
  • Тренер. Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
  • Фасилитатор. Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Что делает ментор?

1. Ментор дает подопечному советы по его профессиональной деятельности.
2. Ментор делится с подопечным своим опытом.
3. Ментор помогает подопечному разработать план достижения поставленных целей
4. Ментор рекомендует подопечному образовательные материалы, которые помогут в его личностном развитии и росте.
5. Ментор вдохновляет и мотивирует менти.
Многие, выбирая ментора ожидают от работы с ним, нечто большего, чем этот специалист способен им дать. Это происходит, прежде всего потому что люди, чаще всего не совсем понимают кем является, а главное кем не является ментор и потому ожидают от него порой чуда, а порой и заранее готовых ответов на их вопросы.

Главная задача ментора

Я считаю, что главная задача наставника – это не дать конкретные инструменты и ответы на все вопросы подопечного, а передать свой образ мышления. Например, коллега рассказал нам задачу, свой кейс и даже нарисовал на доске, мы поняли принцип работы, но мы не можем перенять этот опыт и применить его. Получается ситуация «послушал и забыл».

Ментор в процессе встреч и личных консультаций дает глубинное понимание вещей, потому что в процессе работы ищутся ответы на вопросы, которые ты обычно не задаешь сам себе. Наставник является лидером и мотиватором, за счет своей личности и своего опыта он оказывает поддержку и показывает менти, что все возможно.

Поэтому важно выбирать ментора, который не только хорошо разбирается в теме и долгое время работает в вашей сфере, а того, чьи мысли вас заряжают, и вы хотите, чтобы у вас генерились в голове такие же.

По сути, наставник помогает сократить карьерный трек и получить повышение значительно быстрее. Например, мой путь до руководителя в маркетинге занял у меня 5 лет, я работал с разными специалистами от психологов до карьерных консультантов, развивая и восполняя недостающие системные знания не только профессиональные, но и личностные.

Факт

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Выберите нужную категорию

И начните заниматься с IT специалистами 1 на 1 прямо сейчас

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.

Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Фото: Pexels

На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»

Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».

Как посчитать успешность наставничества

Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • Достижение поставленных целей.
  • Одобрение и позитивный настрой всех участников.
  • Высокие рабочие показатели подопечных.
  • Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
  • Экономическая эффективность.

Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.

Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.

Как выбрать менти?

Уитни Лоу Нарцисс, вице-президент американской венчурной компании First Round Capital, дает несколько рекомендаций по выбору менти, чтобы сделать сотрудничество результативным. Ментор должен ответить на следующие вопросы:

  1. Могу ли я помочь этому потенциальному ученику? Есть ли у него конкретные потребности, которые я могу удовлетворить?

  2. Может ли этот человек быть полностью открытым и честным? Готов ли он рассказать о своих проблемах и недостатках?

  3. Готов ли этот человек работать над собой и действовать? Проявляет ли он инициативу?

  4. Этот человек меня заряжает? Учусь ли я у него сам? Что мне дает общение с ним?

Менторинг — это не сеанс у психолога, у которого нет выбора, принимать этого клиента или нет. Менторинг — это сотрудничество двух схожих во взглядах и мировоззрении людей.

История

Менторство присутствовало ещё в античности. Например, Сократ был наставником Платона, после этого сам Платон стал учителем Аристотеля, а Аристотель стал ментором Александра Македонского.

Статью проверил:

Чем может помочь ментор

Запросы, с которыми руководители приходят к внешним менторам, в большей степени связаны с тем, что менти упираются в определенные тупики:

Отзывы наших учеников

Через Solvery прошло уже более 6000 часов занятий

  • Исходя из занятий с Олегом, могу с уверенность сказать, что он высококвалифицированный специалист в своей области, подробно и доходчиво доносит информацию, отвечает на все интересуеющие вопросы. Мне очень нравится с ним ..

  • Мы в Budu.Jobs иногда делаем игры, и для нового проекта хотели повысить планку и перейти с веба на Unity. Андрей подробно рассказал о том как можно выстроить процессы взаимодействия между разработчиками, художниками и ге..

  • Задача была такая: Необходимо освоить навыки в области машинного обучения. Начальный уровень программирования python. Интересуют фреймворки tensorflow и pytorch. Приоритет на последний. Конкретная задача на данный момент..

  • Проходила курс по реакту по программе Макара. Мне понравился формат и возможность индивидуально подстраивать курс по времени и интенсивности. Заниматься индивидуально удобно, потому что есть возможность корректировать пр..

Многие ученики Solvery продолжают работать с наставником даже после решения задачи — трудоустройства или сдачи проекта

81% учеников впоследствии обращаются для решения новых задач

Про нас пишут

Наши медиапартнеры

Подробнее

  • Оплата через работодателя

    Корпоративное предложение для обучения сотрудников

    Напишите нам

  • Условия занятий

    Алгоритмы взаимодействия клиентов и наставников

    Читать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...