Космическая промышленность России – крупнейшие компании

История российской частной космонавтики с 2010 по 2020 годы: Даурия, Космокурс, S7.

«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации

Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.

Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».

Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.

Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.

Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.

На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).

Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.

Как устроен современный космический рынок

Лидером в области частной космонавтики сегодня являются США. Здесь частные компании инвестируют в отрасль, а также сами проводят космические запуски, создают ракеты и космолеты, разрабатывают орбитальные спутники и даже строят собственные космодромы. Начиная с 2006 года NASA привлекает частные компании к освоению космоса. Все началось с программы Commercial Resupply Services, в рамках которой частные компании должны были доставлять грузы, а затем и космонавтов на МКС. В их числе оказалась и SpaceX.

Как распределяются доли рынка в коммерческой космонавтике (Фото: Morgan Stanley Research)

Версия в большом разрешении.

SpaceX

Компания SpaceX Илона Маска основана в 2002 году. Она занимается разработкой ракет (включая двигатели) и космических спутников, а также грузовыми и пилотируемыми запусками. В 2006-м была запущена первая многоразовая (возвращаемая) ракета-носитель Falcon 1.

С 2011 года SpaceX участвует в пилотируемой программе Commercial Crew Program по доставке астронавтов на МКС. В 2015 году ее пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту Falcon 9, успешно доставил на МКС астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена.

Фото:ТАСС

В 2016 году компания получила контракт с ВВС США для вывода на орбиту спутников для обеспечения госбезопасности. В 2018-м запустила космический телескоп TESS, который должен искать экзопланеты, пригодные для жизни.

В 2019-м Falcon 9 успешно вывела на орбиту 60 космических спутников в рамках проекта Starlink. Его цель — обеспечить высокоскоростной доступ в интернет в любой точке планеты.

Начиная с 2011 года, Илон Маск говорит о своих планах отправить на Марс колонизаторов, которые начнут заселять планету и проводить там исследования. Первый полет обещают в 2026 году. В мае 2021 прототип космического корабля Starship, который разработали для полетов на Луну и Марс, совершил первую успешную посадку на Землю после запуска.

Blue Origin

Главный конкурент SpaceX — Blue Origin, основанная в 2000 году главой Amazon Джеффом Безосом. Ее главной целью является космический туризм. С 2006 компания занимается разработкой и испытаниями космических кораблей — New Shepard, New Glenn и Blue Moon (для высадки на Луну). Для этого используют в том числе собственную стартовую площадку компании в Техасе.

Всего Blue Origin провела 15 успешных запусков своих ракет, последний из которых — в апреле 2021-го. В июле 2021 компания планирует совершить первый суборбитальный полет для космических туристов. Одно из шести мест на корабле разыграют на пятинедельном онлайн-аукционе.

С 2017 Blue Origin предоставляет услуги по выведению на орбиту спутников телевизионного провайдера Eutelsat и интернет-провайдера OneWeb.

В 2020-м компания, вместе со SpaceX и Dynetics, была отобрана NASA в качестве главного претендента на разработку космических аппаратов для высадки на Луну в 2024 году. Однако в апреле 2021-го стало известно, что контракт на сумму $2,89 млрд получила SpaceX. Blue Origin и Dynetics посчитали решение несправедливым и подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). В итоге NASA приостановило работу над проектом до разбирательства в августе 2021 года.

Virgin Galactic

Третий крупный игрок космического бизнеса. Компания входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона. Она изначально создавалась для туристических полетов — орбитальных и суборбитальных. Испытания для последних уже проходят: самолет-разгонщик WhiteKnightTwo поднимает космолет SpaceShipTwo на высоту 16 км, после чего тот отстыковывается и выходит на орбиту. Среди других выпущенных аппаратов — одноместный реактивный самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправок и космолет SpaceShipThree.

Фото:Anthony Kwan / Bloomberg

В 2010 году Virgin Galactic открыла первый в мире частный космопорт «Америка» в штате Нью-Мексико. В начале 2021-го другая компания в составе корпорации — Virgin Orbit (осуществляет запуски малых спутников) — запустила первые десять микроспутников NASA с помощью модифицированного самолета Boeing 747 и двухступенчатой ракеты-носителя LauncherOne.

Первый орбитальный полет основателя компании намечен на конец 2021 года, а с туристами на борту — не раньше 2022-го. На орбиту их будет доставлять новый космолет серии Spaceship III, который называется VSS (Virgin SpaceShip) Imagine. Билеты будут стоить $200-250 тыс.

Astra Space

Компания основана в 2005 году. Она разрабатывает космические технологии для NASA и DARPA — Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны США, — обеспечивая космические старты с воздуха. Среди разработок — ракетные двигатели, ракеты-носители и самолет для их запуска.

Первый успешный запуск ракеты-носителя серии Rocket 3 состоялся в декабре 2020 года, следующий запланирован на лето 2021-го. Ее главная особенность — корпус из тонкого алюминия, который почти полностью сгорает в атмосфере, а оставшаяся часть растворяется в соленой воде. Сейчас Astra фокусируется на космических запусках и планирует увеличить их число.

Rocket Lab

Rocket Lab — еще одна американская компания, с подразделением в Новой Зеландии. Она основана в 2006 году и разрабатывает легкие ракеты-носители для доставки на орбиту спутников и небольших грузов, в том числе — по заказу Пентагона и NASA. По количеству запусков компания уступает только SpaceX: с 2017 года их было 19.

Запуски выполняются с собственных пусковых комплексов: LC-1 в Новой Зеландии и LC-2 в США, при помощи сверхлегкой ракеты-носителя Electron. Помимо ракет со спутниками Rocket Lab запустила межорбитальный буксир Photon для запуска микроспутников за пределы низкой орбиты. Сейчас компания разрабатывает ракету средней грузоподъемности Neutron с многоразовой ступенью, как у Falcon 9, но с гораздо большей грузоподъемностью. Ее будут использовать для доставки спутников и грузов от 1,5 т до 8 т, в том числе на Луну, Венеру и Марс, а в перспективе — и для пилотируемых полетов. Первый запуск запланирован на 2024 год.

Среди других заметных игроков — Relativity Space, Firefly Aerospace, Phantom Space, Orbex.

Разработки и запуски ракет — это сфера, требующая огромных инвестиций. На получение прибыли уходят десятилетия. Без господдержки и частных инвесторов такое могут себе позволить только миллиардеры — вроде Маска, Безоса и Брэнсона. Более перспективными выглядят космический туризм (как у Virgin Galactic) и высокоскоростной спутниковый интернет (такой, как Starlink), но и здесь нужны большие вложения на старте.

Фото:Unsplash

«Лин индастриал»: модульные ракеты, «Селеноход» и магнито-плазменный двигатель

Еще один резидент космического кластера «Сколково» — компания «Лин Индастриал», — работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.

Основным проектом компании с 2014 года стало семейство модульных сверхлегких ракетоносителей «Таймыр» для вывода на низкую околоземную орбиту грузов массой от 10 до 180 кг.

«Лин Индастриал» организовала вторые огневые испытания ракетного двигателя в российской частной космонавтике. Который, однако, спустя 4 секунды после начала работы взорвался.

Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний, пострадали люди. И компания чуть не оказалась банкротом.

Что не помешало ей представить в 2016 году проект одной из самых дешевых ракет для вывода грузов на орбиту — «Тейю», чей двигатель стал первым ракетным двигателем в Европе, распечатанным на 3D-принтере.

Им же принадлежит проект уникального лазерного средства выведения BEaM, использующего плазму и магнитные поля для вывода груза на орбиту, показанный общественности в 2018 году (с полной презентацией можно ознакомиться по ссылке).

Не удивительно, что столь плодотворный коллектив поглотил другой российский проект «Селеноход». Его команда участвовала в конкурсе Google Lunar X PRIZE между частными компаниями, которые должны были отправить на Луну собственный луноход.

Уже в «Лин Индастриал» эти люди инициировали проект российской лунной базы «Луна семь» (седьмой полет человека на Луну после программы «Апполон»), который можно реализовать с использованием уже существующих технологий.

Однако, несмотря на высокую степень готовности «Таймыра», проведение первых испытаний компонентов BEaM, и включение предложений из «Луны семь» в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг., большого успеха «Лин Индастриал» не сыскал.

Проект «Луна семь» перестал получать финансирование ещё в 2017 году. Первый коммерческий запуск ракеты «Таймыра» со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года и был перенесен на неопределенный срок.

На данный момент сотрудничество стартапа со «Сколково» и НКК приостановлено, проекты существуют только за счет личных средств разработчиков.

Акции космических компаний США и России

Ниже перечислены наиболее диверсифицированные участники космического рынка. Приобретение ценных бумаг от вышеуказанных корпораций не просто инвестирование в перспективную отрасль, а возможность зарабатывать сейчас на росте стоимости и дивидендах с акцентом на высокий потенциал в будущем.

Наименование P/E P/S Див-ды Долг/equity PEG beta
Virgin Galactic (SPCE) 36835,81 0,56
Northrop Grumman (NOC) 16,51 1,45 1,85% 1,42 0,8
Lockheed Martin (LMT) 14,6 1,56 2,91% 2,02 2,4 0,97
Aerojet Rocketdyne (AJRD) 28,53 1,79 2,67 2,32 0,5
Maxar Technologies (MAXR) 1,43 0.1% 2,59 1,34
Iridium Communications (IRDM) 8,96 1,14 1,15
AeroVironment (AVAV) 95,58 7,46 4,66 0,39
Leidos Holdings (LDOS) 21,89 1,13 1,42% 1,23 2,06 0,9
PKK Энергия (RKKE) 1,42 1,2

В обход пандемии

Самое значимое событие последних лет — в космос наконец-то пришел частный капитал, а это потенциально огромные вложения даже по сравнению с государством. Больше денег — больше инициатив, исследований, прогресса. Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии, во многом, конечно, потому, что это не сегмент индивидуального потребления.

Как и ожидалось, запуски спутников подешевели (во многом благодаря SpaceX), а значит, космос стал доступнее для небольших и начинающих компаний. Увеличилось число компаний, чья деятельность связана с космосом и получаемыми оттуда данными, а также и количество запусков спутников. Кроме того, спутники стали гораздо легче и меньше, а ракеты — больше. Это значит, что выводить на орбиту их можно в большем количестве за раз, чем раньше.

Беззащитные перед космосом: десятиметровый астероид прошел над Землей незамеченным ниже МКС

Правительства и космические агентства

Armadillo

Не у всех стран, которые хотят войти в космическую гонку, имеются глубокие карманы или соответствующая политика, поэтому их правительствам приходится обходиться тем, что у них есть: возможностью обеспечивать частную поддержку, собирать за столом ключевых участников и объединять научные кадры и ресурсы для лучшего эффекта.

Европейское космическое агентство, например, использует интеллектуальный капитал и научно-исследовательские учреждения из разных стран Европы, приглашает специализированные компании и исследовательские группы для создания космических кластеров — коллабораций для работы над околокосмическими проектами.

NASA помогает частным компаниям, заключая с ними договора и предлагая им арсенал некоторых своих инструментов и ракет для аренды. В 2008 году американское космическое агентство заключило многомиллиардные контракты с SpaceX и Orbital Sciences, чтобы перевозить груз на Международную космическую станцию и обратно: 8 полетов с Orbital (порядка 1,9 миллиарда долларов) и 12 полетов с SpaceX (порядка 1,6 миллиарда долларов). На данный момент часть полетов уже была успешно завершена.

Но если полагаться на государственный капитал, возникает сложный вопрос: будет ли продолжаться финансирование?

Акции космической отрасли

Акции Aerojet Rocketdyne

Компания Aerojet Rocketdyne (AJRD) – очередной представитель аэрокосмической отрасли США, занимающийся проектированием ракетных двигателей. Наряду с базовым профилем, деятельность компании затрагивает производство энергетических систем. Эта сфера деятельности организации связанна с оборонным ведомством США.

В мае 2019 AJRD отобрана американским космическим агентством для создания модулей под высадки на Луну. Проект – часть национальных программ «Artemis I/II». Годом ранее компания потерпела относительную неудачу. В условиях жесткой конкуренции AJRD упустила выгодный контракт. Проект на поставку двигателей для совместного предприятия с участием Boeing выиграла Blue Origin.

Для справки: компания Джефри Безоса Blue Origin разрабатывает собственный летательный аппарат для туристов аэронавтов и коммерческий модуль, позволяющий доставлять на Луну людей и грузы.

Акции Maxar Technologies

Maxar Technologies (MAXR) – разработчик средств связи. Альтернативно, концерн разрабатывает системы радиолокации, создает спутники. Компанией выведено на орбиту свыше 280 космических аппаратов. Общий ресурс разработок MAXR составляет 2600 лет безупречной службы. Сегодня на орбите продолжают работать около 90 спутников компании.

Вне гравитации: шесть женщин-космонавтов, меняющих мир

Вне гравитации: шесть женщин-космонавтов, меняющих мир

«КосмоКурс»: доступный космический туризм

Кроме грузовых и сугубо научно-технических проектов, в России пытаются создавать бизнес и в развлекательной сфере, связанной с космосом.

Поддерживаемый Роскосмосом «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный комплекс для отправки в космос туристов.

По планам создателей компании, первый туристический полет продолжительностью 15 минут должен состояться уже в 2025 году, а уже год спустя на орбиту будут выходить 120 аппаратов.

Шесть туристов и один инструктор смогут побывать на той самой орбите корабля «Восток-1», которую когда-то посетил Юрий Гагарин. Точнее, её небольшую часть.

Несмотря на высокую цену около 250 тысяч долларов, проект предполагается развивать: частично за счет привлечения бюджетных средств, выделяемых через Роскосмос и другие государственные учреждения, частично — за счет предварительных продаж.

Ещё одним достижением компании стало участие в конкурсе Роскосмоса на разработку сверхмалого двухступенчатого ракетоносителя «Амур-СПГ» на метане с возвращаемой первой ступенью.

Судьба российской частной космонавтики

Богата земля русская талантами, способными создавать продвинутые аэрокосмические проекты. К сожалению, многие из них ожидает традиционная судьба русских авиаконструкторов и Циолковского.

Описания программ обширны на бумаге и в СМИ. С результатами не так радужно. Фактически, коммерческого успеха добилась только Dauria Aerospace — только она смогла продать не только разработки, но и готовый проект, запущенный в космос.

Причин довольно много, однако основная — отсутствие заинтересованных заказчиков. До 2014 года российским проектам был доступен весь международный рынок. Сейчас, судя по всему, им приходится выбирать между госзаказом и рынком.

Государственная корпорация не обеспечивает доступ к существовавшим технологиям и разработкам, поэтому большая часть интересных коммерческих проектов тонет в рутинной подготовке производства.

Не удивительно, что среди всех вышеописанных компаний на плаву осталось совсем немного: американская реинкарнация Dauria Aerospace, Success Rockets Мансурова и КосмоКурс. Та же ситуация происходит и в США, где только проекты Илона Маска имеют общественный резонанс и определенный коммерческий успех.

Но на его стороне — финансирование правительства, доступ к разработкам NASA, колоссальная производственная база и достаточное число специалистов с высокой подготовкой.

У российских частных аэрокосмических компаний нет ничего, кроме желания и собственных денег. Так что многие из их разработок мы ещё увидим. Некоторые — когда Маск по собственному обыкновению выкупит чертежи и запустит производство у себя на родине.

А у нас что? Одни гитаристы программисты в стране, на заводах работать некому. Пока «Роскосмос» не решит делегировать часть работы в частные руки.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(

33

голосов, общий рейтинг:

4.48

из 5)

Хочешь больше? Подпишись на

наш Telegram

.

… и не забывай читать наш

Facebook

и

Twitter

undefined

iPhones.ru

Всё о гениях, их взлётах и падениях.

Николай Маслов avatar

Николай Маслов

@nicmaslov

Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...