Конъюнктура – это простыми словами

Что такое конъюнктура простыми словами

Конъюнктура — это…

Термин «Конъюнктура» используется в различных сферах: его можно встретить в политике, культурологии, психологии, экономике и финансах. Понятие имеет латинские корни: conjungo (лат.) и conjunctura означает соединять или связывать.

Под конъюнктурой следует понимать всю совокупность обстоятельств и событий в деятельности, или на территории, которые характеризуют положение дел в конкретный момент времени.

Так, например, рыночной конъюнктурой можно назвать совокупность рыночных условий: движения цен, курса ценных бумаг, объёмов выпуска определённых категорий продукции.

Конъюнктурой, например, может называться сочетание низких цен на энергоносители в сочетании с высоким спросом на авиаперелёты, что приводит к тому, что масса инвесторов начинает делать вложения в авиакомпании.

Художники называют конъюнктурой сплетение остромодных направлений, а конъюнктурщиком — того, кто слишком явно и целенаправленно следует в русле этих направлений.

Политическая конъюнктура — это приспособление исследователя или политического и общественного деятеля к существующему в данный момент политическому режиму.

Слово конъюнктура присутствует в любом энциклопедическом или отраслевом словаре, и каждый из них трактует это понятие по-своему. Так, знаменитый словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что:

Международная конъюнктура — это соотношение социальных и политических сил в определённый момент времени.

А экономическая — совокупность обстоятельств, способных повлиять на цену товаров, рентабельность предприятий, и на следующие из этих факторов изменения в доходах предприятий.

И всё же, наиболее часто в русском языке слово употребляется в сочетании со словом «рынок»

Примеры употребления на «Секрете»

«В 70-х факс был самой передовой технологией передачи информации, но сегодня электронная почта почти вытеснила факсимильные аппараты с рынка. Компания NPD, изучающая рыночную конъюнктуру, подсчитала, что в 2012 году американцы купили 350 000 факсов, это на 14% меньше, чем в 2011 году».

(Из материала о бизнесе на устаревших технологиях).

«По моим личным оценкам, на практике в России есть не более 1% компаний, делающих всё вышеперечисленное на системной основе. Остальные 99% постоянно меняют курс, исходя из переменчивой воли собственников или сиюминутной рыночной конъюнктуры. Но тем, кто занимается вопросом всерьёз, очевидно, что нельзя убрать из этой цепочки ни одно звено».

(Директор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин — об определении стратегии развития компании).

Конъюнктура рынка: что это простыми словами?

Для начала нужно понимать, что такое рынок. Рынок — это совокупность продавцов и покупателей, которые заинтересованы, соответственно, в продаже и покупке определенных товаров и услуг.

Чтобы проще было понимать, представьте себе какой-нибудь местный рынок недалеко от дома, на котором вы покупаете продукты, одежду и т.д. Точно такой же рынок, только с более совершенными технологиями, большим перечнем товаров и услуг, большим количеством продавцов и покупателей, большим объемом продаж, со своими правилами заключения сделок существует в масштабах государства или в мировых масштабах.

Теперь о том, что такое конъюнктура рынка простыми словами.

Рыночная конъюнктура — это текущая ситуация, которая сложилась на рынке под влиянием разного рода факторов. Это то, что так или иначе влияет на объемы продаж, количество продавцов и покупателей, уровень цен и другие характеристики рынка.

Можно выделить несколько групп факторов, влияющих на конъюнктуру рынка:

  1. Экономические факторы — экономическая ситуация в стране: уровень и динамика развития экономики страны, действующая фаза экономического цикла.
  2. Политические факторы — политическая ситуация в стране: действующий политический режим и возможные риски, связанные с этим.
  3. Социальные факторы — уровень финансового благосостояния граждан, их потребительский спрос на те или иные товары и услуги.
  4. Форс-мажорные обстоятельства — стихийные бедствия, военные конфликты, массовые акции протестов и т.д.

Рыночная конъюнктура включает в себя следующие характеристики:

  • Уровень спроса и предложения на рынке;
  • Количество участников рынка;
  • Уровень цен на товары и услуги;
  • Уровень доходов покупателей;
  • Объемы совершаемых сделок;
  • Уровень процентных ставок по кредитам;
  • Уровень налоговых ставок (прямые и косвенные налоги);
  • Уровень конкуренции;
  • И т.д.

Рассматриваем наш простой пример с овощным рынком. На рынке 20 бабушек торгуют яблоками, цена за 1 кг колеблется от 50 до 100 рублей, средняя цена — 70 рублей за кг. У каждой бабушки в наличие примерно по 20 кг яблок в день. На рынок ежедневно приходят около 300 покупателей, чтобы купить яблоки. Из них только 20 покупателей готовы покупать дорогие яблоки по 100 рублей, остальные выбирают более дешевые. Поэтому яблоки по 50 рублей раскупают всегда, а по 100 рублей — не всегда. Все это и есть конъюнктура рынка яблок местного масштаба.

Примечания

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006
  2. Корельский В. Ф., Гаврилов Р. В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000
  3. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия.-М., 1995
  4. Большой коммерческий словарь / Под ред. Т. Ф. Рябовой.-М., 1996
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 12 января 2020 в 10:46.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Конъюнктура рынка — что это такое

Так можно назвать такое состояние рынка, которое сложилось на сегодняшний момент времени.

Знание конъюнктуры позволяет понять и принять правильное решение о том, что нужно сделать на рынке прямо сейчас. Чтобы понять, нужно учесть ряд определённых факторов.

Определение

Основными параметрами, с помощью которых можно оценить конъюнктуру, считают:

  1. спрос, предложение и их динамику;
  2. объёмы продаж;
  3. колебания курсов, ставок, прочих экономических показателей;
  4. цены на отдельные категории товаров;
  5. общая активность участников рынка;
  6. уровень потребления.

Но для оценки приходится учитывать не только ситуацию, сложившуюся на рынке в данный момент, но и сопутствующие факторы.

Спрос и предложение

Это взаимодействие с другими видами рынка и его, общеэкономическая ситуация, уровень безработицы, государственная ценовая политика, и еще множество параметров из различных сфер.

Виды конъюнктуры рынка

Исходя из масштабов и направленности можно выделить разные виды конъюнктуры рынка.

Например, конъюнктура мирового рынка показывает общую ситуацию на всех мировых рынках. Конъюнктура внутреннего рынка определенной страны характеризует ситуацию внутри страны (например, американский рынок, российский рынок, украинский рынок и т.д.). Можно рассматривать рыночную конъюнктуры группы стран (например, европейский рынок, азиатский рынок).

Также можно отдельно рассматривать конъюнктуру каждого финансового рынка (как в мировых масштабах, так и в масштабах отдельно взятой страны или группы стран):

  • Конъюнктура фондового рынка;
  • Конъюнктура валютного рынка;
  • Конъюнктура товарного рынка;
  • Конъюнктура кредитного рынка;
  • Конъюнктура рынка недвижимости;
  • Конъюнктура рынка нефти;
  • Конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции;
  • Конъюнктура рынка земли;
  • И т.д.

Отличительные черты

Так как конъюнктура связана с разными направлениями и сферами деятельности, то выделить ее характерные признаки довольно сложно. Но все же определенные черты специалисты называют:

Деньги за 10 минут, даже с плохой кредитной историей
  • непостоянство – конъюнктура изменчива и находится в непрерывном движении, причем колебания могут быть как кратковременными, так и продолжительными;
  • противоречивость – показатели могут иметь абсолютно противоречивый характер и присутствовать одновременно в одном промежутке времени;
  • неравномерность – факторы проявляют себя по-разному и влияют на ситуацию не в равной степени.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что конъюнктура – это простыми словами обстановка, сложившаяся в той или иной области в конкретный промежуток времени и стремящаяся к движению.

Цель

Цели анализа

Целью данного анализа является установление действующего поведения спроса и предложения и степени влияния экономических объектов на поведение рынка, для принятия верных управленческих решений, способствующих получению большей прибыли при меньших издержках производства. Во всем этом и заключается вся сущность анализа конъюнктуры рынка.

Что влияет на конъюнктуру рынка и какой она бывает

Благоприятная конъюнктура – всегда сбалансирована, рынок растёт, отмечается его стабильность. Продажи находятся на высоком уровне.

Неблагоприятная — это выраженные признаки дисбаланса, резкое падение спроса, резкие колебания цен, кризис сбыта.

Факторы, определяющие конъюнктуру, могут быть постоянными. Это действие монополий, НТП, инфляция, сезонность. К непостоянным, но не менее важным, относятся стихийные бедствия, политические и социальные конфликты.

Показатели конъюнктуры меняются во времени:

  1. Проциклические растут при подъёме рынка и снижаются вместе с его спадом. К таким показателям относятся объёмы выпуска продукции, цены на неё, скорость оборота денежных средств.
  2. Контрциклические. Растут как раз в период спада. Это безработица, количество банкротств; величина складских и производственных запасов.
Цикл

Есть и показатели, которые к экономическим рыночным циклам не привязаны. Например, объёмы экспорта обычно не зависят от экономических подъёмов и спадов.

Нюансы

Рыночная конъюнктура включает в себя множество характеристик. Это уровень спроса и предложения, количество участников рынка, уровень цен и доходов покупателей, объёмы совершаемых сделок, уровень ставок по кредитам, налоговых ставок и прочее.

Конъюнктуру рынка делят на благоприятную и неблагоприятную.

В позитивном варианте происходит рост объёмов производства, цены стабильны (или хотя бы растут планомерно), есть определённость и баланс. В целом эксперты наблюдают положительный тренд развития.

При неблагоприятной конъюнктуре падают спрос и производство, цены скачут, появляется дефицит. Рынок нестабилен и непредсказуем.

При изучении рыночной конъюнктуры эксперты не только анализируют состояние рынка «в моменте», но и делают прогнозы, как развитие будет происходить в дальнейшем.

Статью проверил:

Задачи, которые она выполняет

Оценка и наблюдение даёт возможность решить следующие задачи:

  1. Оценить масштаб или цикличность рынка.
  2. Построить прогнозы. Причём вариантов построения может быть много.
Показатели

На основании полученного прогноза можно проявлять собственную активность на рынке, например, продавать или покупать ценные бумаги, а также избежать ошибок, из-за неправильной оценки обстановки.

Методы исследования

Для проведения полномасштабного анализа конъюнктуры рынка на помощь приходит статистика. Статистические методы можно подразделить на 6 основных групп. Таким образом, методы анализа конъюнктуры рынка включают в себя:

  1. Статистическое наблюдение – отслеживание операция на рынке в режиме реального времени для сбора данных, объем который позволил бы провести полный анализ.
  2. Отбор и группировка полученной информации.
  3. Описательный анализ, который включает составление частотной таблицы, вычисление характеристик или графическое предоставление информации.
  4. Сведение полученных результатов к единому выводу.
  5. Анализ ссылок – применяется для определения степени взаимосвязи между объектами статистического исследования (объемы поставляемой на рынок продукции и ее качество).
  6. Составление прогноза поведения рынка. Он дает представление о том, как будут вести себя спрос и предложение на конкретный товар или на отрасль в целом.

Дополнительные

Если целевым потребителем выпускаемого товара является население, то прибегают к дополнительным методам анализа конъюнктуры. Конъюнктура рынка в данном случае приобретает более глобальный характер, и для методов ее оценки используют дополнительные механизмы, среди которых:

  • теория игр;
  • построение моделей, способных имитировать рынок;
  • анализ факторов, имеющих косвенное воздействие и т. д.

Ориентировочный анализ конъюнктуры рынка может провести любой желающий. Однако для построения точного прогноза необходимо привлекать специалистов, которые в свободной степени владеют всеми методами исследования рынка.

Простыми словами

Не стоит думать, что все так сложно. Проще говоря, конъюнктура – это то, что мы имеем на данный момент. То есть, в эту самую секунду замеряются разного рода показатели и вырисовывается определенная конъюнктура. 

Число измеряемых показателей может быть любым, в зависимости от конечной цели. Но есть ряд определенных факторов, на которые смотрят почти всегда. Эти факторы были указаны выше. 

При помощи таких измерений можно составлять разные графики, делать небольшие прогнозы. Это дает возможность планировать свои действия, не просто так, а исходя из математического расчета. Такой расчет способен спасти не только бизнес компании, но и экономику целой страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...