Капитальные затраты или операционные расходы (CAPEX или OPEX)? Возможности капитализации расходов

Реализация любого проекта предусматривает определенные затраты инвестиции, которые могут быть связаны с приобретением техники, строительством зданий, подготовкой персонала.

Содержание

Какие затраты называются капитальными

Управляя своим предприятием, владелец вкладывает средства в воспроизводство основных фондов. Приобретая или обновляя фонды, предприниматель осуществляет капитальные затраты (расходы, вложения).

Иными словами, капитальные затраты – это выраженный в финансовой форме прирост основных активов.

Их главное назначение – непосредственно способствовать увеличению финансового результата организации путем получения максимальной выгоды от каждого конкретно взятого актива.

Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), капитальные вложения (в виде неотделимых улучшений) в арендованное основное средство (ОС), произведенные с согласия арендодателя, если по условиям договора аренды арендодатель не возмещает такие затраты?
Посмотреть ответ

При оформлении отчетности по международному финансовому стандарту (МСФО) капитальные затраты именуются CAPEX (аббревиатура от английских слов «capital expenditure» – капитальные расходы). Они относятся к вложениям в необоротные активы:

  • их покупке;
  • оформлению на них кредита;
  • взятия в аренду, лизинг и т.п.;
  • ремонту;
  • модернизации;
  • замене;
  • увеличению фондов.

Все капитальные затраты в конечном итоге работают на финансовый результат предприятия – баланс на финал учетного периода, позволяющий определить чистую прибыль.

Как учитывать расходы на текущий и капитальный ремонт арендованного имущества?

Для учета капитальных трат в бухгалтерском балансе предусмотрена отдельная графа для каждого актива, где в конце периода учета отображаются соответствующие данные.

ВАЖНО! Средства на эти затраты могут быть взяты или из внешних источников, или из чистой прибыли, оставшейся после уплаты всех налогов. Капиталовложения – это всегда привлечение реальных средств, не находящихся в обороте.

Законодательно капитальные инвестиции регламентированы:

  • Федеральным законом № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 года;
  • Международным стандартом (МСФО, IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам».

Раздел III. Расходы бюджетов

Глава 10. Общие положения о расходах бюджетов

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ статья 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г. 

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 65. Формирование расходов бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 66. Составные части расходов бюджетов

1. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

2. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в пункт 3 статьи 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Статья 67. Капитальные расходы бюджетов

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. 

См. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» 

Статья 68. Текущие расходы бюджетов

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в статью 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. 

См. текст статьи в предыдущей редакции 

Статья 69. Формы расходов бюджетов

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • межбюджетных трансфертов;
  • кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Статья 70. Расходы бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
  • Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Статья 71. Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Статья 72. Государственный или муниципальный контракт и государственный или муниципальный заказ

1. Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 73. Реестры закупок

1. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

2. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.

3. По государственным и муниципальным контрактам порядок ведения реестров закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 74. Финансирование расходов при выполнении условий

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 настоящего Кодекса.

Профессиональное суждение бухгалтера

В бухгалтерском учете профессиональные суждения востребованы при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни  (п. 2.5 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобр. Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).

В этой формулировке начнем с термина «факты хозяйственной жизни». Представляете ли вы, что это такое? На этот вопрос многие из вас сразу же ответят утвердительно. А можете ли вы пояснить, что же такое этот самый факт? Интересно, что вразумительного ответа не дал даже законодатель…

Появилось официальное определение профессионального суждения в области МСФО. Это профессиональное мнение ответственного лица организации, формирующееся на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках организации в соответствии с МСФО (п. 1.4 Методических рекомендаций, направл. Письмом Банка России от 06.12.2013 № 234-Т).

Данное определение не является далеким от жизни, поскольку российские стандарты бухучета неуклонно приближаются к международным.

Профессиональные суждения востребованы в налоговом учете. Но это другая отрасль законодательства. Основой для выводов в ней являются правила налогообложения.

Капвложения = объект бухучета

В качестве объекта бухгалтерского учета стандартом определены капитальные вложения.

Напомним, ранее в качестве такого объекта рассматривались долгосрочные инвестиции.

Для целей бухучета понятие капитальных вложений связано с основными средствами. 

Ранее – с внеоборотными активами, то есть основными средствами, земельными участками и объектами природопользования, нематериальными активами);

Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств.

Ранее под долгосрочными инвестициями понимались затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий).

Что это такое

Под термином «инвестиции» подразумевают как вложения, так и издержки.

Инвестиционные расходы — это затраты на запуск и дальнейшее развитие какого-либо бизнеса с целью извлечения максимальной прибыли. Однако в это понятие нельзя включать абсолютно все издержки предприятия. Оно представляет собой лишь часть общих затрат.

Виды инвестиций

Финансирование, которое предоставляют инвесторы, обеспечивает нормальное функционирование предприятия, и объемы выделяемых средств на реализацию бизнес-идеи напрямую отражаются на прибыльности проекта. Затраты на инвестиции можно разделить на два основных вида:

  • капиталообразующие;
  • финансовые.

К капиталообразующим вложениям относится предоставление средств, которые выделяются для проведения реконструкций, перепрофилирования производства и постройку новых зданий. Объектами для таких вложений могут быть основные фонды предприятий, недвижимость, подготовка работников, внедрение современных технологий, объекты недвижимости и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Средства, которые направлены на обучение персонала, в данном случае можно отнести к инвестициям только при внедрении новых разработок предусмотренных инвестиционным проектом.

Схема инвестиционных затратК финансовому виду капиталовложений относится приобретение драгоценных металлов, иностранных валют, ценных бумаг и т. д. В этом случае инвесторы получают свою прибыль от последующей более выгодной реализации объекта инвестирования. В финансовые инвестиции также могут входить премии администрации предприятия, оплата налоговых пошлин и консультаций, комиссии и спреды.

Также инвестиционные затраты могут состоять из чистых и основных оборотных капиталов. К чистым относится финансирование, которое направлено на поддержание стабильности действующего производства. К основным можно отнести капиталовложение, которое направлено на расширение инфраструктуры и создание основных фондов.

Пример капитальных затрат

Для наглядности приведём пример капитальных затрат. Предприятие имеет собственную фабрику, на которой производит бытовую технику. Руководство принимает решение о выпуске новой модели, для производства которой необходимо построить ещё одну фабрику. Предприятие приобретает для строительства земельный участок, заказывает разработку проекта здания новой фабрики и нанимает подрядчика для его возведения, покупает промышленное оборудование и заключает договора на подключение предприятия к сетям электроэнергии и водоснабжения. После завершения строительства руководство фабрики нанимает рабочих и закупает материалы для производства.

Исходя из данного примера, к капитальным затратам предприятия будут относиться расходы на:

  • покупку земельного участка;
  • разработку проекта;
  • строительство здания фабрики;
  • покупку оборудования, включая его доставку и монтаж;
  • прокладку коммуникаций.

Причём выдача заработной платы рабочим данной фабрики, а также покупка материалов и оплата за электроэнергию для производства бытовой техники считаются не капитальными затратами, а текущими.

В случае с кредитными организациями (банками) капитальные затраты приобретают абсолютно иной смысл. Потребность банковских организаций в основных средствах ограничивается покупкой офисной техники и оборудованием зданий, которые чаще всего арендуются. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для банков внеоборотные активы имеют гораздо меньшее значение в отличие от промышленных предприятий.

Учет капитальных инвестиций

Средства, затраченные на сохранение или реконструкцию запланированных финансовых выгод, нужно учитывать в том периоде, к которому они относятся, то есть в текущем.

Как отразить в учете затраты на капитальный ремонт объекта основных средств (ОС), если в налоговом учете создается резерв предстоящих расходов на ремонт?

Необходимо постоянно контролировать объем капиталовложений, их источники и эффективность (окупаемость). Для этого применяется фиксация и исчисление таких показателей:

  • первичная стоимость ОС, которые уже имелись у предпринимателя;
  • суммы их амортизации (по плану);
  • объемы неистраченных амортизационных отчислений за предыдущие периоды (показатель отображается на начало текущего периода);
  • сумма затрат на планируемую замену или списание (выбытие, продажу) ОС в текущем году;
  • примерная сумма амортизации на свежеприобретенные активы;
  • остаточная стоимость основных средств;
  • амортизация на финальную дату отчетного периода.

ВНИМАНИЕ! Расчет капитальных вложений происходит с помощью календарного планирования, где заложена стратегия инвестирования для максимальной прибыльности. На основании этого планирования можно составить заявку на бюджет будущих капитальных затрат.

Затраты для контроля и регулирования

Еще одна классификация затрат по признаку контроля и регулирования:

  • Контролируемые – которые можно контролировать или влиять на них.
  • Неконтролируемые – на которые нельзя повлиять и не подлежат контролю.

Рассмотрим, как детализировать и как вести учет затрат в программе 1С:ERP.

Расчет эффективности капитальных вложений

Эффективность капитальных затрат – это их окупаемость, то есть целесообразность этих затрат в следующем периоде, соответствие принятым нормативам. В каких единицах можно измерить эффективность капитальных инвестиций?

  1. Денежная оценка – сумма дополнительной прибыли, средства, полученные за товары, услуги, работы.
  2. Оценка по текущим параметрам – зависит от сферы применения капиталовложений (это могут быть возросшие объемы мощности, увеличившаяся пропускная способность, количество произведенной продукции и пр.).
  3. Оценка по относительным параметрам, то есть факторам, установленным самой организацией (например, повышение общего достатка работников, улучшение мотивации и т.п.)
  4. В конкретных параметрах актива (например, площадь построенного здания, количество станков в модернизированном цеху и т.п.).

Показатели сравниваются с соответствующими параметрами минувших лет и/или запланированными цифрами.

Методы расчета капиталовложений

От правильности этого расчета зависит принятие решения об инвестициях – ведь никто не даст или не потратит деньги на то, что впоследствии явно не окупится и не принесет прибыли как предприятию, так и самому вкладчику.

Эффективность вложений капитала определяется двумя видами коэффициентов:

  • общий – зависимость планируемых итогов от расходов на их достижение;
  • сравнительный – зависимость от коэффициентов прошлых периодов или нормативных параметров (эффективный показатель должен превышать или хотя бы равняться предыдущим).

Формулы расчета коэффициента эффективности капиталовложений

Коэффициент эффективности показывает, сколько прибыли в конце периода принес каждый вложенный рубль (конкретно по каждому активу). Его можно рассчитать по формуле:

КЭ = П / Квл., где:

  • КЭ – коэффициент эффективности вложений;
  • П – годовая прибыль;
  • Квл. – количество капиталовложений за данный период.

Для производственных отраслей эта формула несколько видоизменяется:

КЭ = (Ц ­– С) / Квл., где:

  • Ц – цена товара, производимого в течение года;
  • С – его себестоимость.

В торговле коэффициент эффективности вложений определяется с помощью учета надбавок и издержек:

КЭ = (Н ­– И) / Квл., где:

  • Н – объемы торговых надбавок;
  • И – издержки по обороту.

В зарубежных исследованиях в этих расчетах дополнительно учитывается амортизация:

КЭ = П / (Квл. + А).

Кроме коэффициента эффективности, обязательно нужно брать в расчет срок окупаемости вложений. Он исчисляется производной формулой (в каждой сфере от своей изначальной формулы):

Токуп. = Квл. / П.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для кредитных организаций (банков) капитальные затраты имеют другой экономический смысл, потому что для них внеоборотные активы имеют несоизмеримо меньшее значение, чем для предприятий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...