Илон Маск продал акции Tesla на $5 млрд после голосования в «Твиттере» — BBC News Русская служба

Глава Tesla и самый богатый человек в мире Илон Маск продал свои акции производителя электромобилей на сумму около 5 млрд долларов. Ранее Маск провел голосование среди пользователей «Твиттера», спросив, следует ли ему продавать 10% акций, чтобы заплатить налоги. Большинство участников опроса высказались за продажу.

Что случилось

В среду, 10 ноября, американский производитель электрогрузовиков Rivian провел IPO, которое стало крупнейшим в США со времен размещения Alibaba Group Holding в 2014 году и шестым в истории, пишет Bloomberg. После IPO стартап Rivian стал шестым крупнейшим автопроизводителем в мире. Всего через два месяца после первых продаж компания обошла по рыночной капитализации Ford и General Motors и стала вторым по стоимости американским автопроизводителем после Tesla.

Первая продажа с 2016 года

Маск говорит, что Tesla не платит ему зарплату.

«У меня есть только акции. Следовательно, единственный способ заплатить мои личные налоги — это продать их», — считает бизнесмен. И напоминает, что в последнее время в США много говорили о том, что нереализованная прибыль — один из способов уклонения от налогов.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше. Никаких ненужных подробностей и передергиваний — только факты и взвешенная аналитика.

эпизоды

Конец истории Подкаст

При этом, судя по биржевым документам, примерно 20% проданных акций Tesla были выставлены на продажу согласно плану, согласованному еще в сентябре, то есть задолго до голосования в «Твиттере». Продажа остальных бумаг заранее запланирована не была.

Нынешняя сделка была частично связана с тем, что Маск воспользовался опционом на покупку акций Tesla, который он получил еще 2012 году в качестве оплаты своей работы. После того, как обладатель опциона реализует право на покупку акций, он должен заплатить налог на прибыль — и обычно это делается при помощи продажи только что купленных ценных бумаг.

Последний раз Маск продавал акции Tesla в 2016 году, тогда он тоже воспользовался опционом на покупку акций и заплатил налоги на сумму около 600 млн долларов.

В последнее время Маск не раз говорил о возможной продаже акций Tesla. Еще до выдвижения нового законопроекта он сказал, что намерен продать часть акций на сумму в 6 млрд долларов и отдать все деньги Всемирной продовольственной программе ООН (при условии, что ее руководство проявит больше прозрачности в том, как именно расходуются средства).

Илон Маск — самый богатый человек в мире, общее состояние основателя Tesla и космической компании SpaceX оценивается более чем в 280 млрд долларов.

Самая дорогая или самая переоцененная?

В июле Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в мире, обогнав Toyota: ее капитализация составила $209 млрд, а к концу августа выросла еще вдвое — до $400 млрд. При этом Tesla за прошлый год выпустила 367 тыс. машин, а Toyota — 10,74 млн.

Компания также обогнала Johnson & Johnson и IBM — одни из крупнейших корпораций в мире. За год ее акции подорожали в шесть раз — на 760% (на 400% с начала года), и теперь Tesla стоит больше, чем ВВП Израиля, Ирландии и Гонконга. Глава компании Илон Маск поднялся на третью строчку в рейтинге самых обеспеченных людей мира, по версии Bloomberg.

Рыночная капитализация Tesla и других автоконцернов на 1 сентября 2020 года

Но капитализация не равна реальной прибыли: это всего лишь оценка спроса на акции. Она может кардинально меняться изо дня в день, под влиянием самых разных факторов. Один из таких факторов — сам Илон Маск, который часто выступает с эпатажными заявлениями и срывает сроки важных проектов.

Недавно Маск назвал свою компанию «переоцененной». Сомнения возникают не только у него: многие эксперты считают Tesla очередным «пузырем». Феноменальный рост компании начался во второй половине 2019 года, впервые за 17 лет. Только за прошлый год она потеряла $862 млн в виде убытков.

В октябре рыночная стоимость Tesla рухнула на $50 млрд из-за того, что Маск снова нарушил обещание — не представил новые батареи для электрокаров Tesla на Battery Day

Как твиты Маска влияли на акции Tesla

Илон Маск любит писать провокационные посты в своем Twitter. В этом он похож на президента США Дональда Трампа. В обоих случаях твиты приводят не только к шуму в СМИ, но и к ощутимым экономическим последствиям.

Самый скандальный — твит августа 2018-го, когда Маск пообещал приватизировать Tesla, если цена акций вырастет до $420. Эта цифра популярна у любителей марихуаны: ее принято курить именно в 16:20. Из-за этого в соцсетях начали писать, что Маск публикует твиты под действием марихуаны:

Акции начали стремительно расти, и торги пришлось прекратить, чтобы компанию не обвинили в спекуляциях. В дело вмешалась Комиссия по ценным бумагам. В итоге Маску пришлось заплатить $20 млн штрафа, еще $20 млн выплатила компания. Его заставили уйти с поста председателя совета директоров и впредь согласовывать свои твиты с руководством.

В декабре 2019-го акции и правда выросли до $420. После чего Маск написал что они «стали так высоки». Игра слов заключается в том, что в английском high — «высокий» — означает также «под кайфом»:

В мае 2020-го Маск написал, что цена акций Tesla «слишком высока». В результате они упали на 12%:

В июле Маск в очередной раз решил подшутить над инвесторами и выпустил красные спортивные шорты с символикой Tesla. Он сделал это, как и обещал, когда капитализация компании превысила $200 млрд:

В основе шутки — игра слов: по-английски слово шорты — shorts — то же, что и короткие позиции на рынке акций. Открывая их, трейдер делает ставку на то, что эти акции скоро упадут. На задней стороне вышита надпись «S3XY» — отсылка к четырем моделям Tesla.

Сами шорты продавались по $69,420, что тоже неспроста: это намек на скандальный твит 2018 года, где Маск обещал скупить акции Tesla по $420 за штуку:

Наконец, недавний твит о том, что акции Tesla стоят слишком дорого, обрушил капитализацию компании на $14 млрд:

Однако инвесторы доверяют Маску, несмотря на все его эпатажные выпады и проблемы со сроками некоторых проектов. Сам он заявил, что через пять лет Tesla будет стоить еще дороже. https://youtu.be/6Q3uaepRCl4

На новый Cybertruck уже получено 200 тыс. предзаказов. И это — несмотря на то, что его «ударопрочное» стекло треснуло прямо на презентации.

Дела у компании и правда идут все лучше. Последние два квартала принесли прибыль, новый завод в Шанхае заработал раньше, чем ожидали, а в пандемию Tesla продала даже больше автомобилей, чем планировала. В то время, как ВВП США упал более чем на 30%, Tesla показала прибыль четвертый квартал подряд. В итоге ее акции вошли в популярный среди инвесторов индекс S&P 500. К концу 2020-го компания планирует выпустить 500 тыс. автомобилей, а за пять лет ее продажи могут вырасти в четыре раза.

Что это значит

Еще в феврале 2021 года Rivian планировала выйти на биржу и рассчитывала на оценку в $50 млрд, писал Bloomberg со ссылкой на источники. В итоге в ходе IPO компания была оценена в $76,4 млрд, а в первый день торгов капитализация превысила $90 млрд, сообщает CNBC. При этом у компании нет выручки, однако, по данным CNBC, летом Rivian расширила производство и запланировала строительство второго завода по сборке электромобилей.

Пока Rivian выпустила около 100 электромобилей и обещает отправить покупателям 1500 до конца года. К 2023 году она рассчитывает увеличить объем производства до 1 млн штук, пишет Electrek. Основатель Rivian Арджи Скариндж после IPO заявил Financial Times, что инвесторы оценили размах открывающихся возможностей: «В следующие 10–15 лет на планете предстоит заменить больше миллиарда автомобилей».

Текущую высокую оценку Rivian можно объяснить верой в прогнозы, считает главный управляющий активами инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Компания сосредоточена на пикапах и фургонах, средняя цена которых выше средней стоимости розничного автомобиля. При средней цене за автомобиль $60 000 и планах компании произвести 1 млн автомобилей мы получим $60 млрд выручки. Можно предположить, что рынок будет оценивать компанию в пять годовых выручек, то есть ее капитализация должна составить $300 млрд», — объясняет Емельянов.

Зачем мне это знать

Крупным планом

Спрос на электромобили растет по всему миру, и этому способствуют в том числе законодательные ограничения. Например, Великобритания к 2030 году планирует запретить продажу новых легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

По данным аналитической компании Canalys, в первом полугодии 2021 года в мире было продано 2,6 млн электромобилей — на 160% больше, чем в первом полугодии 2020-го. 

Наибольшим спросом электромобили пользуются в Китае и Европе. В Китае за первые шесть месяцев 2021 года было продано 1,1 млн электромобилей, что составляет 12% от всех проданных там легковых автомобилей, а в Европе — 1 млн электромобилей, то есть 15% от числа всех проданных новых авто. Лидером рынка среди производителей пока остается Tesla с долей 15% среди всех проданных электромобилей в мире. Но в долгосрочной перспективе она рискует потерять первое место. Уже сейчас разрыв с ней сокращает компания Volkswagen Group с долей 13%. Третье место с 11% занимает SGMW (объединение SAIC, GM и Wuling). Компания BMW Group заняла четвертое место, а Stellantis — пятое. 

Для инвестора

Ликвидности на рынке сейчас столько, что люди не понимают, куда девать деньги, говорит партнер венчурного фонда Phystech Ventures Данила Шапошников. Он считает Rivian «хорошей компанией», однако отмечает, что она начала производство электрокаров недавно и пока у нее нет выручки, а значит, инвестировать в нее рискованно. 

По его мнению, успех IPO Rivian связан с популярностью ESG-инвестиций. «Спрос на Rivian — показатель того, что в будущем все больше электрокаров, в том числе и автономных, выйдут на рынок и будут пользоваться спросом. Скорее всего, хайп по поводу ESG просуществует еще несколько лет, а затем рынок устаканится и станет более понятно, какие компании будут развиваться долго и успешно, а какие — нет», — полагает Шапошников.

Однако конкурент Rivian — компания Arrival в последней отчетности отозвала свой прогноз на будущий год, сказал Емельянов. Arrival инвестировала больше, чем ожидалось, средств в развитие платформ и в итоге отложила запуск одной из своих микрофабрик. Поскольку рост производства напрямую зависит от количества микрофабрик, теперь компания ожидает, что произведет меньше транспортных средств и, соответственно, получит меньше выручки в 2022 году. Это говорит о том, что в бизнесе тоже случаются проблемы и нарастить массовое производство электрокаров не так-то просто, указывает Емельянов.

Эксперт уверен, что в ближайшие годы спрос на электрокары будет превышать предложение, и компании, которые смогут быстро нарастить производство, достигнут успеха. Тем не менее сейчас Емельянов советует дождаться более удачного момента для покупки акций: бумаги Rivian достаточно волатильны, и еще дадут возможность инвесторам купить их по приемлемым ценам.

Что дальше

Илон Маск планирует выйти на ежегодный объем в 20 млн, а затем и 80 млн электрокаров в год. Но пока что в это слабо верится.

Чтобы электромобили стали по-настоящему массовыми, необходимы, как минимум, два условия:

  1. они должны сравняться по цене с обычными.
  2. аккумуляторов должно хватать на большое расстояние.

Чтобы удешевить электрокары, нужно сначала удешевить аккумуляторы. Чтобы электромобили сравнялись по доступности с обычными, батареи должны обходиться меньше чем в $100 за КВт/ч и служить более десяти лет. Пока что они обходятся от $135 за КВт/ч и рассчитаны, в среднем, на восемь лет.

Маск обещает, что его новые батареи будут держать заряд до 800 км, а заряжаться всего за 10 минут. При этом они обеспечат в пять раз больше энергии и в шесть раз больше мощности. Впрочем, пока он их так и не представил. Равно как и обещанный электромобиль за $25 тыс., который не будет уступать обычному.

Но амбиции Маска — не в том, чтобы сделать электрокары как можно доступнее, а создать iPhone среди автомобилей. Так что в ближайшее время мы, скорее, увидим новые футуристичные модели, чем дешевые и долговечные аккумуляторы.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...