Общие понятия
Государственные казначейские обязательства – это инструмент пополнения бюджета, который заключается в своеобразном размещении ценных бумаг от имени РФ. Приобретателями активов становятся на добровольных началах простые российские люди или хозяйствующие субъекты. Эти документы выступают гарантом получения прибыли в течение всего срока обладания ими.
ГКО обращаются наравне с акциями, облигациями, векселями и в некоторой степени обладает общими с ними чертами.
Краткая история ГКО
Первичный выброс государственных краткосрочных облигаций на фондовый рынок был осуществлен в мае 1993 г.
Первые покупатели довольствовались облигациями с 3-месячным сроком погашения.
Особенности выпуска, тогдашние экономические условия, не поддававшаяся контролю инфляция, запрет на участие в торгах для иностранных инвесторов никак не способствовали ажиотажному спросу на ГКО.
В результате первичный выпуск (на общую сумму 1 млрд. руб.) был реализован менее чем на 90%.
Между тем, уже на следующий год, после принятия ряда нормативно-организационных мер, выручка от реализации обозначенных ценных бумаг составила почти 13 трлн. рублей, а в преддефолтный (1997-ой) год – 32 трлн. рублей (речь здесь идет о неденоминированных рублях; напомню, с января 1998 г. в результате денежной реформы номинал российского рубля уменьшился в 1000 раз).
Главное назначение первого и всех последующих выпусков ГКО – покрытие дефицита госбюджета.
Эта задача успешно решалась на протяжении нескольких лет, причем к 1998 г. данный способ финансирования бюджетного дефицита стал ключевым.
Реализация ГКО иностранным субъектам позволила существенно пополнить госказну иностранной валютой.
При этом государство активно стимулировало спрос на облигации, предлагая их к реализации через множественные структурные подразделения Центробанка.
Все шло просто замечательно. До 17 августа 1998 г.
Это черный день для российской экономики в целом, подведший финальную черту под многими финансовыми схемами и проектами.
Так случилось и с государственными краткосрочными облигациями.
Государство расписалось в своей неспособности выполнить заявленные обязательства как по этим, так и многим другим видам ценных бумаг с пошатнувшейся репутацией.
Для большинства собственников ГКО это означало одно – финансовый крах, сравнимый с мощным ударом «под дых», или, как тогда говорили, «технический дефолт».
Весьма отрезвляющая процедура, надо сказать.
Вместо предполагаемых к получению 140 процентов годовых (доходность, которую даже современные высокодоходные проекты и хайпы не всегда осмеливаются озвучить), получился, извиняюсь, кукиш на палочке.
Стоимость облигаций снизилась на 70-80 процентов, а с учетом отсутствия по ним государственных выплат, их ценность вообще стремилась к нулю.
Самое время поднять занавес…
По периоду заимствования
Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).
Постановления ГКО[править]
Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“») было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.
Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжения в настоящее время остаются на секретном хранении 44 документа (19 документов связаны с производством химического оружия и 17 документов посвящены вывозу оборудования из Германии)[11].
Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.
Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).
Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно/особой важности» (всего 57 документов) или «Совершенно секретно/особая папка» (всего 7 документов) [обозначение «с», «сс», «сс/ов» и «сс/оп»после номера], но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).
Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:
- эвакуации населения и промышленности[12] (в первый период Великой Отечественной);
- мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
- обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
- изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
- организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
- назначения уполномоченных ГКО;
- о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
- структурных изменений в самом ГКО.
Риски инвестирования в облигации
Существует два основных вида риска облигаций, которым подвержены инвестиции в данные инструменты. Это кредитный и рыночный риски.

Кредитные обязательства
17 августа 1998 технический дефолт на государственных кредитных обязательствах по прибыльности, непосредственно перед которой кризис достиг 140% в год, был объявлен. После экономического кризиса 1998 инвестиций в государственные кредитные обязательства обесценивали три раза, помимо государства заморозил все платежи за казначейские обязательства.
Государственные кредитные обязательства были выпущены для различных сроков — нескольких месяцев, приблизительно одного года — отдельные выпуски согласно “Главным условиям выпуска правительства краткосрочные некупонные облигации Российской Федерации”, утвержденной по приказу правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 № 107. Для каждого выпуска ограничения для потенциальных владельцев могли быть установлены отдельно. Выпуск считали имевшим место, если в ходе размещения по крайней мере 20% числа государственных кредитных обязательств, которые, как предполагают, выпускали, были проданы. Не проданные государственные кредитные обязательства могли внедрить позже. Также ранние кредитные обязательства государства выкупа на вторичном рынке были возможны. Воплощение и функционирование государственных кредитных обязательств обычно соединяются с именами Андрея Козлова, который в 1992 возглавил управление ценными бумагами Центрального банка Российской Федерации и Беллу Цлэткис, которая с 1991 до 1998 занимала позицию главы отдела ценных бумаг и фондового рынка Министерств финансов Российской Федерации. Доход был создан как различие между ценой погашения (номинал) и закупочной ценой.
Механизм финансовой пирамиды, подобной схеме действия MMM, стал основанием государственных кредитных обязательств экономическая модель. По словам Михаила Хазина “Это была крупнейшая финансовая афера в течение всего постсоветского времени”. Как создатель финансовой пирамиды в России действовало государство, которое выпустило с 1993 до 1998 правительство краткосрочные облигации (GSTB). Из-за высокой инфляции сначала требуют для них, было низким, но к 1998 укажите, что кредитные обязательства стали главным источником финансирования дефицита государственного бюджета. Правительство стимулировало спрос на эти ценные бумаги посредством средств, полученных от их продажи. В результате в августе 1998 был технический дефолт на государственных кредитных обязательствах, который привел к экономическому кризису и огромному обнищанию населения всей страны. Платежи за государственные кредитные обязательства заморожены.
Облигации как средство
ГКО были выпущены в качестве средства для восполнения недостач в бюджете страны. Чтобы перекрыть и не понести убытков, новая партия выпускалась за средства, полученные с прошлых. Цена была минимальной, что привлекало инвесторов.
Первое время после инфляции ГКО не пользовались спросом, но после нормализации экономической политики в стране стали распространёнными ценными бумагами, приносящими стабильный доход.
На начальной стадии планировалось, что государственные краткосрочные облигации будут продаваться только Российским компаниям и гражданам, но после заметного увеличения спроса на них, было решено ввести в рынок ценных бумаг иностранцев.
Отличия ГКО от ОФЗ
Существует несколько отличий государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа:
Отличие | Комментарий |
Срок обращения | ГКО имеет срок обращение не более одного года, ОФЗ – от одного года, чаще от трёх лет |
Длительность истории | История ГКО длилась 5 лет. Всё это время были очевидны проблемы, связанные с этим активом.
Облигации федерального займа начали выпускать в 1995 году и по ним регулярно осуществляются выплаты (по крайней мере, с 1998 г.). То есть, за ОФЗ имеется положительная история длительностью более 20 лет |
Размер купонного дохода | Купонные доходы по ОФЗ-ПД (с постоянным купоном) чаще всего привязаны к ставке Центрального банка РФ. По этой причине резкие изменения ставок до 100% невозможны. Цена самих бумаг может варьироваться в процессе обращения до 7%, но в момент погашения выплачивается вся номинальная стоимость. Купонные доходы при этом могут достигать 9% и выплачиваться два раза в год |
Виды государственного долга
Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:
① По сроку погашения:
- краткосрочный (менее 12 месяцев);
- среднесрочный (от 1 до 5 лет);
- долгосрочный (более 5 лет).
② По валюте, в которой исчисляется кредит:
- выраженный в национальной валюте;
- выраженный в иностранной валюте.
③ По инструменту кредитования:
- ценные бумаги, доступные гражданам государства;
- общедоступные ценные бумаги;
- кредиты от правительственных органов других стран;
- кредиты от международных финансовых организаций;
- кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).
④ По принадлежности кредитора к заемщику:
- внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
- внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).
Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем верна. Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.
Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.
См. также[править | править код]
- Облигации Федерального Займа
Как и где купить облигации?
Как и где купить облигации? Облигации, как и акции, можно покупать на Московской бирже через торговый терминал. Облигации на Московской бирже обращаются вместе с акциями в Секции Основного Рынка. При выборе облигации стоит обратить в первую очередь внимание на доходность и ликвидность выпуска.

Расчет доли краткосрочных обязательств по отношению к общей задолженности
Чтобы проверить, насколько предприятие зависит от заемных средств в течение 12-месячного периода времени, необходимо произвести расчет коэффициента и проанализировать его значение:
Если значение коэффициента краткосрочных задолженностей оказывается высоким, это означает, что анализируемое предприятие надежно, платежеспособно и вызывает доверие потребителей и контрагентов.
Дополнительная информация в Викитеке[править | править код]
- Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 30 июня 1941 года о создании Государственного Комитета Обороны
- Постановления ГКО
Льготы для налога
В 1997 году было определено следующее: так как доходность от государственных краткосрочных облигаций является не доходом от реализации, а процентным, он не подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 17. 2 статьи 217 Налогового Кодекса РФ.
В современное время такая льгота отменена для облигаций, выпущенных после 1999 года. Принятие закона о налогообложении ГКО не отразилось на доходе облигаций, приобретённых несколькими годами ранее.

Доброго времени суток! Меня зовут Виталий Николаевич, я руководитель проекта izich.info. Имею 2 высших образования юридического и экономического направления. Являюсь индивидуальным предпринимателем. В рамках проекта занимаюсь направлениями: мошенничество, экономика и политика. Будем рады за конструктивную критику и похвалу.
Оценка статьи:

Загрузка…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Первый выпуск Государственных Краткосрочных Облигаций (ГКО) Ссылка на основную публикацию


Цели привлечения внешних займов
Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:
- Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
- Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
- Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.
Вам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).