Государственный Комитет Обороны

Общие понятия

Государственные казначейские обязательства – это инструмент пополнения бюджета, который заключается в своеобразном размещении ценных бумаг от имени РФ. Приобретателями активов становятся на добровольных началах простые российские люди или хозяйствующие субъекты. Эти документы выступают гарантом получения прибыли в течение всего срока обладания ими.

ГКО обращаются наравне с акциями, облигациями, векселями и в некоторой степени обладает общими с ними чертами.

Краткая история ГКО

Первичный выброс государственных краткосрочных облигаций на фондовый рынок был осуществлен в мае 1993 г.

Первые покупатели довольствовались облигациями с 3-месячным сроком погашения.

Особенности выпуска, тогдашние экономические условия, не поддававшаяся контролю инфляция, запрет на участие в торгах для иностранных инвесторов никак не способствовали ажиотажному спросу на ГКО.

В результате первичный выпуск (на общую сумму 1 млрд. руб.) был реализован менее чем на 90%.

Между тем, уже на следующий год, после принятия ряда нормативно-организационных мер, выручка от реализации обозначенных ценных бумаг составила почти 13 трлн. рублей, а в преддефолтный (1997-ой) год – 32 трлн. рублей (речь здесь идет о неденоминированных рублях; напомню, с января 1998 г. в результате денежной реформы номинал российского рубля уменьшился в 1000 раз).

Главное назначение первого и всех последующих выпусков ГКО – покрытие дефицита госбюджета.

Эта задача успешно решалась на протяжении нескольких лет, причем к 1998 г. данный способ финансирования бюджетного дефицита стал ключевым.

Реализация ГКО иностранным субъектам позволила существенно пополнить госказну иностранной валютой.

При этом государство активно стимулировало спрос на облигации, предлагая их к реализации через множественные структурные подразделения Центробанка.

Все шло просто замечательно. До 17 августа 1998 г.

Это черный день для российской экономики в целом, подведший финальную черту под многими финансовыми схемами и проектами.

Так случилось и с государственными краткосрочными облигациями.

Государство расписалось в своей неспособности выполнить заявленные обязательства как по этим, так и многим другим видам ценных бумаг с пошатнувшейся репутацией.

Для большинства собственников ГКО это означало одно – финансовый крах, сравнимый с мощным ударом «под дых», или, как тогда говорили, «технический дефолт».

Весьма отрезвляющая процедура, надо сказать.

Вместо предполагаемых к получению 140 процентов годовых (доходность, которую даже современные высокодоходные проекты и хайпы не всегда осмеливаются озвучить), получился, извиняюсь, кукиш на палочке.

Стоимость облигаций снизилась на 70-80 процентов, а с учетом отсутствия по ним государственных выплат, их ценность вообще стремилась к нулю.

Самое время поднять занавес…

По периоду заимствования

государственный займ понятие

Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).

Постановления ГКО[править]

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“») было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжения в настоящее время остаются на секретном хранении 44 документа (19 документов связаны с производством химического оружия и 17 документов посвящены вывозу оборудования из Германии)[11].

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно/особой важности» (всего 57 документов) или «Совершенно секретно/особая папка» (всего 7 документов) [обозначение «с», «сс», «сс/ов» и «сс/оп»после номера], но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности[12] (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Риски инвестирования в облигации

Существует два основных вида риска облигаций, которым подвержены инвестиции в данные инструменты. Это кредитный и рыночный риски. 

Кредитные обязательства

17 августа 1998 технический дефолт на государственных кредитных обязательствах по прибыльности, непосредственно перед которой кризис достиг 140% в год, был объявлен. После экономического кризиса 1998 инвестиций в государственные кредитные обязательства обесценивали три раза, помимо государства заморозил все платежи за казначейские обязательства.

576895607Государственные кредитные обязательства были выпущены для различных сроков — нескольких месяцев, приблизительно одного года — отдельные выпуски согласно “Главным условиям выпуска правительства краткосрочные некупонные облигации Российской Федерации”, утвержденной по приказу правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 № 107. Для каждого выпуска ограничения для потенциальных владельцев могли быть установлены отдельно. Выпуск считали имевшим место, если в ходе размещения по крайней мере 20% числа государственных кредитных обязательств, которые, как предполагают, выпускали, были проданы. Не проданные государственные кредитные обязательства могли внедрить позже. Также ранние кредитные обязательства государства выкупа на вторичном рынке были возможны. Воплощение и функционирование государственных кредитных обязательств обычно соединяются с именами Андрея Козлова, который в 1992 возглавил управление ценными бумагами Центрального банка Российской Федерации и Беллу Цлэткис, которая с 1991 до 1998 занимала позицию главы отдела ценных бумаг и фондового рынка Министерств финансов Российской Федерации. Доход был создан как различие между ценой погашения (номинал) и закупочной ценой.

Механизм финансовой пирамиды, подобной схеме действия MMM, стал основанием государственных кредитных обязательств экономическая модель. По словам Михаила Хазина “Это была крупнейшая финансовая афера в течение всего постсоветского времени”. Как создатель финансовой пирамиды в России действовало государство, которое выпустило с 1993 до 1998 правительство краткосрочные облигации (GSTB). Из-за высокой инфляции сначала требуют для них, было низким, но к 1998 укажите, что кредитные обязательства стали главным источником финансирования дефицита государственного бюджета. Правительство стимулировало спрос на эти ценные бумаги посредством средств, полученных от их продажи. В результате в августе 1998 был технический дефолт на государственных кредитных обязательствах, который привел к экономическому кризису и огромному обнищанию населения всей страны. Платежи за государственные кредитные обязательства заморожены.

Облигации как средство

ГКО были выпущены в качестве средства для восполнения недостач в бюджете страны. Чтобы перекрыть и не понести убытков, новая партия выпускалась за средства, полученные с прошлых. Цена была минимальной, что привлекало инвесторов.

Первое время после инфляции ГКО не пользовались спросом, но после нормализации экономической политики в стране стали распространёнными ценными бумагами, приносящими стабильный доход.

На начальной стадии планировалось, что государственные краткосрочные облигации будут продаваться только Российским компаниям и гражданам, но после заметного увеличения спроса на них, было решено ввести в рынок ценных бумаг иностранцев.

Отличия ГКО от ОФЗ

Существует несколько отличий государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа:

Отличие Комментарий
Срок обращения ГКО имеет срок обращение не более одного года, ОФЗ – от одного года, чаще от трёх лет
Длительность истории История ГКО длилась 5 лет. Всё это время были очевидны проблемы, связанные с этим активом.

Облигации федерального займа начали выпускать в 1995 году и по ним регулярно осуществляются выплаты (по крайней мере, с 1998 г.). То есть, за ОФЗ имеется положительная история длительностью более 20 лет

Размер купонного дохода Купонные доходы по ОФЗ-ПД (с постоянным купоном) чаще всего привязаны к ставке Центрального банка РФ. По этой причине резкие изменения ставок до 100% невозможны. Цена самих бумаг может варьироваться в процессе обращения до 7%, но в момент погашения выплачивается вся номинальная стоимость. Купонные доходы при этом могут достигать 9% и выплачиваться два раза в год

Виды государственного долга

Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:

По сроку погашения:

  • краткосрочный (менее 12 месяцев);
  • среднесрочный (от 1 до 5 лет);
  • долгосрочный (более 5 лет).

По валюте, в которой исчисляется кредит:

  • выраженный в национальной валюте;
  • выраженный в иностранной валюте.

По инструменту кредитования:

  • ценные бумаги, доступные гражданам государства;
  • общедоступные ценные бумаги;
  • кредиты от правительственных органов других стран;
  • кредиты от международных финансовых организаций;
  • кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).

По принадлежности кредитора к заемщику:

  • внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
  • внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).

классификация госдолга

Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем верна. Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.

Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.

См. также[править | править код]

  • Облигации Федерального Займа

Как и где купить облигации?

Как и где купить облигации? Облигации, как и акции, можно покупать на Московской бирже через торговый терминал. Облигации на Московской бирже обращаются вместе с акциями в Секции Основного Рынка. При выборе облигации стоит обратить в первую очередь внимание на доходность и ликвидность выпуска.

Расчет доли краткосрочных обязательств по отношению к общей задолженности

Чтобы проверить, насколько предприятие зависит от заемных средств в течение 12-месячного периода времени, необходимо произвести расчет коэффициента и проанализировать его значение:Как рассчитать краткосрочные обязательства в балансе?

Если значение коэффициента краткосрочных задолженностей оказывается высоким, это означает, что анализируемое предприятие надежно, платежеспособно и вызывает доверие потребителей и контрагентов.

Дополнительная информация в Викитеке[править | править код]

  • Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 30 июня 1941 года о создании Государственного Комитета Обороны
  • Постановления ГКО

Льготы для налога

В 1997 году было определено следующее: так как доходность от государственных краткосрочных облигаций является не доходом от реализации, а процентным, он не подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 17. 2 статьи 217 Налогового Кодекса РФ.

В современное время такая льгота отменена для облигаций, выпущенных после 1999 года. Принятие закона о налогообложении ГКО не отразилось на доходе облигаций, приобретённых несколькими годами ранее.

Виталий Николаевич

Доброго времени суток! Меня зовут Виталий Николаевич, я руководитель проекта izich.info. Имею 2 высших образования юридического и экономического направления. Являюсь индивидуальным предпринимателем. В рамках проекта занимаюсь направлениями: мошенничество, экономика и политика. Будем рады за конструктивную критику и похвалу.

https://zen.yandex.ru/id/5ce14af2f0064c00b4eaf794

Оценка статьи:

loading.gif

Загрузка…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Первый выпуск Государственных Краткосрочных Облигаций (ГКО) Ссылка на основную публикацию

Первый выпуск Государственных Краткосрочных Облигаций (ГКО)

Цели привлечения внешних займов

Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:

  • Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
  • Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
  • Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.

Экономическое поведение: понятие, виды и сущностьВам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность

Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...