Что такое маржа

Почему высокая маржа — не всегда выгодно

Разные товары в магазине приносят разную прибыль. При этом дорогие товары не всегда самые прибыльные, а дешевые — не всегда самые невыгодные. Разберемся, почему.

Прибыль с конкретного товара называют маржей — это то, что вы получите на руки, после того как вычтете из цены проданного товара расходы на него: себестоимость, доставку, хранение и другие.

Например, вы приобрели стул за 2000 рублей, привезли на склад за 200, доставили покупателю за 300. А стоимость его в вашем магазине 5000 рублей. В этом случае маржа будет 5000-2000-200-300 = 2500 рублей.

Маржа зависит от наценки: чем последняя выше, тем больше вы зарабатываете.

Все товары с учетом прибыли, которую они приносят, делят на три группы:

  • низкомаржинальные — обычно это недорогие товары и товары повседневного спроса вроде средств гигиены, нижнего белья, бытовой химии, детского питания, аксессуаров. Наценка на них не превышает 20% от расходов.
  • среднемаржинальные — продукты второй необходимости вроде вина, морепродуктов, сыров, электроники, стройматериалов. Наценка на такие товары составляет от 50% от затрат.
  • высокомаржинальные — дорогие и эксклюзивные товары, например: брендовые вещи, золотые украшения, цветы. Такие товары не приобретают каждый день, но они окупаются благодаря наценке, которая, как правило, превышает 100%.
Маржа — величина чистой прибыли после продажи товара

Маржа — величина чистой прибыли после продажи товара

Высокая маржа с товаров еще не означает, что магазин будет прибыльным. Например, если товар с высокой наценкой покупают слишком редко — продавец быстрее разорится, чем выйдет в плюс. В то же время низкомаржинальные товары могут дать высокую ежемесячную прибыль за счет большого оборота — если их покупают часто и в большом количестве.

В ассортименте магазина должны быть разные по цене и прибыльности товары. Ценовая политика магазина строится с учетом целевой аудитории, цен конкурентов и других факторов.

Что из себя представляет маржинальная торговля?

маржинальная торговля

Суть маржи заключается в том, что вы будете занимать средства у третьей стороны для своей сделки – чаще всего эта третья сторона будет являться брокером, у которого вы торгуете. Смысл заимствования средств состоит в том, чтобы пополнить и увеличить свой капитал для торговли и использовать кредитное плечо.

Изначально маржинальная торговля считалась наиболее эффективной для рынков с низкой волатильностью, поскольку небольшие изменения цены могли быть увеличены за счет большой маржи и использования кредитного плеча, но ее популярность возросла среди более рискованных трейдеров криптовалюты, которые любят увеличивать свои позиции в ситуациях на рынке с высокой волатильностью.

Рост покупательной способности является ключевым моментом маржинальной торговли, однако это также сопряжено с неотъемлемыми рисками, поскольку использование маржинальных средств основано на предпосылке, что трейдер правильно понимает направление движения цены. Если трейдер ошибается, он может понести большие убытки и даже потерять свой депозит.

Коэффициент прибыльности и прибыль на единицу продукции

Когда говорят о марже, важно иметь в виду разницу между коэффициентом прибыльности и прибылью на единицу продукции при продажах. Эту разницу легко согласовать, и менеджеры должны уметь переключаться с одного на другое.

Что такое единица продукции? В каждой компании есть свое собственное представление о том, что такое единица продукции, которая может варьироваться от тонны маргарина до 1 литра колы или ведра штукатурки. Во многих отраслях имеют дело с многочисленными единицами продукции, и соответствующим образом рассчитывают маржу. В табачной промышленности, например, сигареты, продаются штуками, пачками, блоками и коробками (которые вмещают 1200 сигарет). В банках маржа рассчитывается на базе счетов, клиентов, кредитов, трансакций, семейных единиц и филиалов банка. Необходимо быть готовым без труда переключаться с одной концепции на другую, так как решения могут основываться на любой из них.

Отличие значения маржи от прибыли и наценки

Отличия с прибылью существенны. Вся разница заключается в подсчете издержек вычитаемых из выручки.
В маржинальность заложены только часть издержек, они составляют себестоимость и не отражают полных затрат фирмы.

В расчет прибыли входят все расходы на ведение деятельности, в том числе и налоги.
Соответственно равными их значения не будут. Значение маржинальности всегда выше чистой прибыли.

Многие отождествляют маржу и торговую наценку. Это разные понятия при расчете в процентах.

Наценка — рассчитывается как процентная часть себестоимости, мы можем закупку умножить на любое число, благодаря этому она иметь любое значение 20, 120, да хоть 600%, если позволяет рынок.

Маржа — это часть от цены, она не может превышать 100% от цены, потому что нельзя получить больше денег чем стоит товар.

Проще для понимания посчитать по формулам одинаковые данные:

Вводные: закупка 1000, продажа 1300.
Маржа: (1300-1000)/1300*100=23%
Наценка: (1300-1000)/1000*100=30%
Наглядно видно, результаты разные.
Но высчитывая в количестве полученных денег значения их одинаковым.
1300 – 1000 = 300 руб.

В банковском деле

расчет маржинальностиПонятие маржинальности – центральное и для банковского бизнеса. В частности, особенно важным является определение процентной маржи. Она представляет собой разность между процентами полученными и уплаченными. Иными словами, между процентами, полученными от заемщиков, и процентами, выплачиваемыми кредиторам. Поэтому, банку необходимо грамотно устанавливать процентные ставки по кредитам и депозитам, чтобы иметь достаточно высокую процентную маржу. Соответственно, если банк опустил процентные ставки по кредитам, он понизит и доходность вкладов, чтобы не уменьшилась процентная маржа. И наоборот.

Расчет маржинальности

В зависимости от целей используют денежные и процентные значения. Интересны эти данные в основном для собственников и инвесторов. Первых интересует как общая доходность их бизнеса, так и анализ доходности по продукции. Вторых – относительные значения маржинальности как возможность вложиться в наиболее доходный проект.

Как высчитать маржу для оценки доходности производимой продукции, и когда собственнику необходимо это делать: абсолютные показатели необходимы на этапе планирования производства товара.

В абсолютном или денежном значении считается доходность за единицу продукции. Этот показатель поможет узнать рентабельность продажи. А также то, покрывает ли цена рынка затраты на выпуск товара. Определив товарную нишу, производитель считает свои затраты на единицу продукции и определяется со средней ценой товара на рынке.

Формула расчета в этом случае выглядит так: М, руб = ЦП – С; (где: М – маржа; ЦП – цена продажи; С – себестоимость).

расчет маржи

Расчет в процентах или в относительных значениях необходим для того, чтобы узнать, сколько заработает бизнес с каждого рубля за проданный товар. Это показатель маржинальности или прибыльности. Зная, как рассчитать маржинальность в процентах, инвестор может самостоятельно сделать выводы о том, какую часть прибыли содержит отпускная цена товара. Соответственно, если большую часть цены составляет прибыль, тем предпочтительнее вложение в эту продукцию или проект.

Формула вычисления маржи в процентах: М, % = (М, руб / ЦП) х 100.

В обоих вариантах рассчитывается доходность. Но в первом случае это доход за единицу продукции, во втором – коэффициент доходности при продаже.

Важное значение для развития производства имеет мониторинг фактических показателей.

После продаж необходимо рассчитать, сколько на товар приходится прибыли. Фактические прямые затраты могут превысить плановые цифры, а цена продажи продукции может отличаться от средней по рынку. Поэтому по итогам отчетного периода (месяц, квартал, год) необходимо рассчитывать фактическую маржинальность. Для расчетов потребуются данные из отчета о прибылях и убытках. При анализе плановых и фактических показателей можно выявить проблемные сектора производства, которые привели к увеличению себестоимости, и своевременно скорректировать расходы.

В банковском секторе понятие маржи напрямую связано со ставками по депозитам и займам.

Формула для расчета процентной маржи: ПМ = % полученные от заемщиков – % выплаченные кредиторам.

Чтобы процентная маржа была высокой, банку необходимо правильно установить ставки по займам и депозитам. Для стабильно высокого значения прибыли банк должен регулировать процентные ставки по вкладам и кредитам одновременно – повышать либо понижать их.

вычет из прибыли

Также исследуют такой параметр, как валовая маржа. Сам по себе это значение не отражает экономическое состояние бизнеса, но используется во многих расчетах. Например, для вычисления коэффициента валовой маржи, который показывает динамику доходности производства.

Рассчитать валовую маржинальность можно по формуле: ВМ = Выручка от продаж – Переменные затраты.

Коэффициент валовой маржи определяется так: КВМ = ВМ / Выручка от продаж.

Что такое маржа

Что такое маржа в торговле

С понятием «маржа» сталкиваются очень многие люди, но часто не до конца понимают, что оно значит. Постараемся исправить ситуацию и дадим ответ на вопрос, что такое маржа простыми словами, а также разберем, какие бывают разновидности и как провести ее расчет.

6. Маржинальность в бизнесе

Понятия «маржинальность бизнеса» и «маржинальность товара» тесно связаны между собой. Первое получило более широкое распространение. Оно отображает возможность предпринимателя получать чистый доход на вложенные средства в расчёте на 12 месяцев. Например, бизнесмен вкладывает в дело 10 млн рублей, прошел один год, и чистый доход составил 2 млн.

Для расчёта маржинальности бизнеса или нормы рентабельности, следует разделить полученную прибыль на величину инвестиций. В итоге выйдет 20%. С этими понятиями часто работают не только бизнесмены, а и инвесторы. Чтобы успешно вложить деньги, они должны перед этим не только оценить маржинальность бизнеса, а и отдельные проекты компании. Самой высокомаржинальной разновидностью бизнеса в РФ остаётся розничная торговля.

Ответ

Для анализа рентабельности и учета доходов предприятия используются разные категории оценки прибыли, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми. Например, начинающим бизнесменам сложно понять, чем маржа отличается от наценки. Оба эти понятия определяют степень дохода, но рассчитываются по отдельным формулам и измеряются в различных единицах.

Определение точки безубыточности

Точкой безубыточности называют объем создания товаров и их реализации, во время которого расходы компенсируются доходами и продажеа последующих единиц продукции будет прибыльной для организации. Другими словами, при достижении фирмой точки безубыточности она покрывает свои убытки, и наращивание деятельности предприятия будет в дальнейшем приносить чистую прибыль.

Вот и рассмотрено, что такое маржа, финансы и их оценка в разных сферах деятельности, видовое разнообразие. Это не такая лёгкая тема, как может показаться на первый взгляд – допущенная ошибка путает представление о реальном положении дел и приводит к накоплению проблем, которые однажды свалятся, как снежный ком, на голову предприятия. Чтобы не допустить этого, нужно всегда внимательно следить за точностью осуществляемых расчетов и достоверностью используемых данных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...