Что такое дотации бюджета. Что такое дотация, назначение и значение дотаций

2.1.

. . , , — .

. , , , , , .

. . , , , .

, , , .

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

2.1.

. :

, ;

;

— , , .

. , 29 , , . .

, . .

, . .

, . , , .

.

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс РФ — это законодательный акт, основной источник бюджетного права в России. Бюджетный кодекс состоит из введения и 9 больших разделов. Условное введение (оно не имеет названия) состоит из двух глав. Первая глава обозначает принципы, структуру и состав бюджетного законодательства России, а также содержит определения терминов, используемых на протяжении всего текста кодекса. Вторая глава посвящена распределению бюджетных полномочий между уровнями власти — федеральным, субъекта федерации и муниципальным.

Основания, по которым возможно назначение

Рассмотрим нюансы назначения.

Субсидии

Назначение субсидии происходит в отношении социально незащищенных и малоимущих категорий граждан. Данные денежные средства носят роль материальной поддержки при наличии официального подтверждения того, что человек действительно нуждается в получении такой помощи.

Кроме того получатель должен соответствовать нескольким требованиям:

  1. У человека должно быть гражданство РФ или он должен быть официальным резидентом страны;
  2. Получатель должен официально проживать на территории РФ;
  3. У получателя не должно быть никаких долгов по оплате услуг ЖКХ;
  4. У человека есть постоянное место регистрации и жилье.

Выплата субсидий предоставляется нескольким категориям граждан:

  1. Молодые семьи;
  2. Лица, достигшие пенсионного возраста;
  3. Лица с инвалидностью и семьи, в которых осуществляется уход за такими гражданами;
  4. Многодетные семьи.

Если человек входит в одну из перечисленных категорий граждан, и при этом уровень его дохода не превышает установленный в регионе проживания прожиточный минимум, он вправе обратиться за получением материальной поддержки.

Внимание! Если предоставление субсидии полагается семье, то в расчете учитывается среднедушевой доход всех членов (принимается во внимание наличие других пособий, социальных выплат). В расчет принимаются и несовершеннолетние.

Основания для предоставления субвенции

Выплата субвенций осуществляется только на основании заранее полученных заявок от органов муниципальной власти. Согласно закону, административные служащие в каждом субъекте РФ должны проанализировать свои расходы за прошедший период, определить потребности.

На основании проведенного анализа составляется заявка, которая направляется на рассмотрение в правительство. Все требования, указанные в этом документе рассматриваются и обсуждаются. Та часть, которая получила одобрение, получит право на субвенцию.

Все неизрасходованные средства в конце расчетного периода должны быть возвращены. При этом выход за пределы оговоренной суммы и получить большой остаток нежелательно — это свидетельствует о том, что расчеты были осуществлены неверно, и часть средств была удержана без необходимости.

Внимание! При выявлении факта, что субъект не израсходовал большую часть от полученных денежных средств, в следующем периоде он может быть оштрафован.

Основания для выплаты дотации

Дотация может предоставляться нескольким категориям получателей на различных основаниях:

  1. Трансферт из государственного бюджета в бюджеты другого уровня;
  2. Предоставление средств организациям для покрытия расходов на издержки производства;
  3. Предоставление выплат гражданам для покрытия их убытков.

2.3.

.

.

:

1) :

2) , ;

3) , , .

, , , .

, , .

, . , .

7. , , , .

8. .

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Дотации для предприятий.

Укрупненная модель дотаций для бизнеса выглядит следующим образом – федеральный бюджет выделяет средства региональному, далее, из регионального бюджета деньги поступают в местный бюджет, из которого дотация направляется конкретному предприятию в качестве доплаты к цене реализации произведенной продукции или оказанной услуги.

Дотация не является целевым финансированием, и, следовательно, может быть израсходована ее получателем на решение любых задач без отчета о расходах и без требований возврата полученных средств.

Основная цель дотацииудержать “на плаву” значимый для государства бизнес и не допустить роста розничных цен на какие-либо товары и услуги.

Бизнес, получающий от государства дотации, может осуществлять свою деятельность, несмотря на ее низкую рентабельность или даже убыточность.

К таким видам деятельности, как правило, относятся социально значимые отрасли – производство продуктов питания, медикаментов, сельское хозяйство, производство энергоносителей, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука.

Вид экономического устройства государства напрямую влияет на цели института дотаций.

В странах с государственным управлением экономикой – так называемых “закрытых” системах – институт дотаций распространен повсеместно и направлен на снижение темпов роста цен.

Плату за сдерживание цен государство берет на себя, тем самым увеличивая дефицит бюджета.

В странах с рыночной экономикой – в “открытых” системах – дотации ориентированы на стимуляцию внутреннего спроса и поддержку местных производителей, что приводит к повышению уровня жизни населения и сокращению безработицы.

Здесь государственная поддержка симулирует бизнес, заставляя улучшать социально-значимые отрасли без увеличения цен.

Отличие дотации от субсидии

Дотация — бесплатная и невозвратная финансовая помощь, чаще всего предоставляемая государством субъектам для выполнения их задач.

Она создает правовые отношения между властями и бенефициаром. После выполнения всех предусмотренных законом условий получатель обязан осуществлять соответствующую деятельность.

Это надо знать: Что такое коммерция

Власти, которые выплачивают соответствующие суммы, оставляют за собой пакет полномочий:

  • инспектирования полезной деятельности;
  • отзыв финансирования в случае несоблюдения бенефициаром:
  • санкции за нарушения.

Дотация является важной частью финансовой деятельности государственного сектора, которая направлена на удовлетворение социальных и экономических потребностей физических лиц или организаций.

С точки зрения экономической теории, феномен получения дотирования находит свое обоснование в функции перераспределения, выполняемой финансовой деятельностью государства.

Экономика государства на картинке

Согласно этой теории, дотации оправдываются необходимостью интернализировать выгоды от определенного поведения, производства и деятельности, которые создают положительные внешние эффекты для общества, которые рынок, не приписывает непосредственно исполнителям.

С политической точки зрения дотации являются одним из наиболее важных инструментов, используемых властями для продвижения своей государственной политики, представляющей общий интерес.

Субсидии

Субсидии поддерживают нерентабельные, но важные предприятия. Субсидии более контролируемы, существуют правила и условия предоставления, определенный круг получателей.

Отрицательные трансферты — это когда из нижестоящего бюджета средства выделяются вышестоящему, что иногда бывает при получении субсидий.

Деньги из бюджета часто получают юридические лица, особенно если они осуществляют некоммерческую деятельность.

Семья наше все

Юридическим лицам необходимо соответствовать определенным критериям, чтобы получить субсидии:

  • Прохождение отбора в конкурсе.
  • Утвержденная социально-ориентированная программа.
  • Квалифицированный кадровый потенциал.

Субсидии могут быть:

  1. Прямые. Правительство оплачивает часть услуг напрямую некоторым потребителям. Иногда эта субсидия должна указываться в счете как скидка к обычной цене с указанием того, кто ее оплачивает и на чем основаны расчеты.
  2. Перекрестное субсидирование. В этом случае компания рассчитывает общую ставку (которая покрывает общие расходы), но не взимает одинаковую сумму со всех клиентов. Некоторые платят больше, чем фактическая стоимость, чтобы позволить другим платить меньше. Общий доход компании остается прежним. Сектор в целом не субсидируется; но некоторые пользователи (которые, как предполагается, являются наименее нуждающимися) субсидируют других пользователей (предположительно, наиболее нуждающихся).
  3. Производственные субсидии. Это текущие платежи, которые федеральное правительство производит компаниям на основе их участия в производстве.
  4. Субсидии физическим лицам. Например, финансовая помощь для ребенка — это невозмещаемые платежи, предоставляемые родителями в целях «благосостояния» их детей.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

жилищно-коммунальные субсидии;

финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

3.1.

, (, , ), .

:

I.

:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

II.

:

1.

2.

III.

:

1. , :

,

2.

3.3.

:

1) :

2) 10 , , ;

3) , , ;

4) , ;

5) — ;

6) , ;

7) , ;

8) 50 ();

, .

:

1) 50 ;

2) 5 ;

3) ( , ) 10 ;

4) , 5 ;

5) ( , , , ) 10 .

( ) , , () . , , , . () , , . . () ( ) , ( ).

, .

Дотация и субвенция в бюджетных отношениях

Дотация в бюджетных отношениях — это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случа­ях, если закрепленных и регулирующих доходных источников не­достаточно для формирования минимального нижестоя­щего территориального уровня.

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Есть ли что-то общее?

Подробный сравнительный анализ межбюджетных трансфертов поможет выявить сходства между всеми перечисленными видами госпомощи. Все начисления безвозмездны, выражены в денежном эквиваленте и социально ориентированы.

Нюансы

Необходимо отметить, что в нормативных актах установлены специальные меры для субъектов РФ, находящихся продолжительное время в зависимости от дотаций. В частности, если на протяжении последних трех отчетных периодов доля бюджетных трансфертов составляет больше 40% объема собственных доходов региона, его руководство обяжут разработать и осуществить мероприятия для повышения эффективности расходования полученных средств.

Еще один важный момент. Несмотря на отсутствие целевого характера дотаций и необходимости их возврата, расходование средств находится под контролем Счетной палаты. Регионы, не исполняющие обязанности надлежащим образом и нарушающие положения БК, в будущем периоде не могут рассчитывать на трансферт.

3.4.

. , .

. , . . , .

:

;

;

() ;

.

.

.

. , , .

. , , .

3.4.1. .

. , . . , , , , — . .

, , .

, , .

, , . .

, , , — , , , .

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

3.5. , .

( ) , . ( ) , . , .

:

1) ;

2) , . .

, .

. . .

,

.

:

;

, ;

;

;

, , ;

;

.

:

1) ;

2) ;

3) , ;

4) , .

( ) , ( ) , , , .

. .

, — , ( ) , ( ) , .

, , , .

, , .

.

,

.

, , , , , , , .

.

, .

.

— 2001. ( . .):

— 1660340,0;

— . Ԕ 138999,0;

— . 154998,0;

— 189387,0.

, .

, .

, ( ) , .

, 1 , .

. , .

.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

  • межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

  • перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

  • пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

>Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Чем дотации похожи на субвенции?

Как уже было отмечено, материальная поддержка в виде дотаций не требует от получателя возврата денежных средств, а также использование финансов не контролируется. Стоит отметить, что данная форма финансирования используется достаточно редко, и в основном дотации выступают в роли пожертвований в определенные фонды. Также стоит отметить, что у дотаций имеются социальные цели.

Наконец, еще одно сходство заключается в том, что дотация является лишь доплатой к уже имеющимся средствам. При этом у данного вида выплат нет целевого назначения.

У дотаций необязательно должно быть целевое назначение

У дотаций необязательно должно быть целевое назначение

11.2.

-( . .

— 1992-98 ., , . 22% .

1993 . . , , , . . . , — .

— , , .

. . , .

. — , . -. , .

-, , ( 5 ) , , . . 2000-2002 ., , , I99S ., . .

-, , , , — .

-, . , , , .

-, .

-, .

. » «, » «. » «, » «, . , , .

, . 80-S5% . , , .

, , () .

— . , , .

, . . , , , , . . .

, : , , . , . . , . , , , .

, — , .

, , . .

, , , , . . .

, .

, . . , , , , , , , , . . , , . .

, , , , . , . .

1. : , . . , , . . . , . . . . .: ; , 2000, 520 .

2. . ., . . : . .: , , 2000. 687.

3. . . : — . : , 2000 448.

4. : . .: 1994., 208.

5. . ., . . . . : . .: , 2000. 687.

6. . . : .
. . , . . , . . .; . . . . . .: , , 1997. 479.

7. — . . 25.09.97. 126 ( 09.07.99).

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Поддержка населения

Граждане могут рассчитывать на получение бюджетных выплат при подтверждении ими статуса нуждающихся. Нужно сказать, что дотации предоставляются не только при соблюдении установленных законом условий, но и при документальном подтверждении факта их выполнения. К примеру, дотации пенсионерам на компенсацию оплаты коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте предоставляются при предъявлении удостоверения и справки о сумме пенсии.

2939115.jpg

Финансовую помощь могут оказывать и работодатели. К примеру, на многих предприятиях предусмотрены дотации на проезд к месту трудовой деятельности, питание и пр. Виды помощи закрепляются в трудовом или коллективном соглашении.

Получателями дотаций являются и студенты вузов, обучающихся на бюджетной основе. Обычно учебные заведения устанавливают лимиты на количество нуждающихся граждан. В число получателей дотаций в первую очередь входят сироты, инвалиды, студенты из многодетных семей. Выплаты предоставляются на все время обучения при ежегодном подтверждении своего статуса.

2939133.jpg

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...