Борьба с «тунеядством» – история и современность

Безработица – определение

Термин «занятость» подразумевает количество граждан, зачисленных в штаты предприятий страны. Прочие трудоспособные люди именуются безработными. Занятость – это очень важный показатель, помогающий определить, как состояние макроэкономики, так и общий уровень социальной напряженности. По этой причине борьба за его повышение становится делом принципа для любого государства.

Безработицу исчисляют в процентах. Это общепринятая методика, используемая МОТ (Международная организация труда). Определяется она как отношение общего количества незанятых к рабочей силе.

Безработица является социально-экономическим явлением, бороться с которым – прямая обязанность государства. Характеризуется этим термином ситуация, при которой определение количество граждан вынужденно не занимается производством услуг или товаров.

Незанятыми считают тех людей, кто способен трудится, и ведет поиск подходящей вакансии.

Основные виды безработицы:

  • фрикционный;
  • структурный;
  • циклический;
  • сезонный.

Существует и институциональная разновидность явления. Она возникает из-за недоступности информации о вакансиях или нежелания людей в силу тех или иных причин устраиваться на работу.

Читайте также: Какую зарплату получает директор школы в России

Активная политика на рынке труда

Рабочие места

Первый и наиболее очевидный выход из ситуации, неизменно сопряженный с очень серьезными финансовыми расходами, — создание большого количества рабочих мест за счет государства. В подавляющей массе ситуаций в результате такого политического решения появляются несколько «формальные», но притом далеко не бесполезные рабочие места, направленные на выполнение работ в общественных интересах. Такой шаг потенциально способен дать существенные результаты в плане улучшения уровня жизни.

Простейший пример — работа в области охраны окружающей среди. Другие варианты:

  • Создание железных путей и автомобильных трасс.
  • Обеспечение чистоты городских объектов.

Подобный способ борьбы с безработицей традиционно относятся к неизменной составляющей кейнсианской модели. Мероприятия по созданию рабочих мест проводили власти США во времена Великой Депрессии, притом в этом случае политику можно считать успешной.

Бизнес

Стимуляция предпринимательства со стороны государства даёт возможность сравнительно быстрого создания большого количества рабочий мест. Согласно мнению сторонников подобных мер, растущие предприятия будут непрерывно увеличивать суммарное количество рабочих мест, что благотворно скажется на занятости граждан. В случае с малым бизнесом главным «помощником» и «стимулятором» должны стать банки, которые государству необходимо поддержать. Естественно, в странах с рыночным типом экономики государственные структуры могут воздействовать на предприятия исключительно косвенным образом; простейший пример — регулировка уровня налогов и кредитного процента.

Помимо финансовых мер по стимулированию, существуют также и административные. Последние в большинстве случаев являются корректировкой существующих законов и обеспечения условий их неукоснительного соблюдения.

Можно выделить следующие «стратегии»:

  • Т.н. «экономическая дипломатия» предполагает попытку продвинуть производимые товары на внешних рынках, обеспечить инвестиционные проекты в разных странах и привлечь инвестиции из иностранных государств, что позволит обеспечить максимально комфортные торговые условия во внешних рынках.
  • «Протекция» (мероприятия, обеспечивающие защиту внутреннего рынка от конкурентов из-за рубежа) подчас используется для защиты недостаточно развитых и малоэффективных хозяйственных отраслей. Такой подход также позволяет немного снизить уровень безработицы, обусловленной конкурентным поражением некоторых предприятий. Однако эта методика имеет немало недостатков: понижается конкурентная способность в условиях мирового рынка, происходит «подрыв» торговли между разными государствами.
  • Субсидирование предприятий позволяет простимулировать последние, обеспечив для них возможность «движения», невозможного без поддержки со стороны государства ввиду экономической неоправданности. Стоит отметить, что субсидии подразделяют на три типа. В первом случае минимизируется ликвидация рабочих мест, во втором — предприятия освобождаются от определенных налогов, в третьем — государство берет на себя бремя расходов по выплате сотрудникам заработной платы и пособий.

Рынок труда

Третий из рассматриваемых способов борьбы с безработицей — непосредственное развитие на трудовой рынок с целью развить его. Можно выделить следующие варианты:

  • Предприятия «заставляют» уменьшить суммарное количество рабочего времени некоторых сотрудников, что позволяет сделать саму работу более заманчивой и менее тяжелой, а также обеспечивает создание новых рабочих мест (компенсирующих уменьшение трудовых ресурсов). В условиях рыночной экономики единственный способ достижения подобного — уже упомянутые в тексте выше субсидии. Стоит отметить, что история знает и неудачи подобного подхода; например, в 81-ом году во Франции уменьшение недельного рабочего времени на час дало всего лишь сорок тысяч рабочих мест вместо ожидаемых четырехсот тридцати.
  • Можно помогать молодым сотрудникам интегрироваться. Ни для кого не секрет, что начинающие специалисты поначалу оказываются в чудовищно неприятном положении в сравнении с теми, кто уже умеет трудовой стаж.
  • Немаловажен информационный аспект: людей необходимо «уведомлять» о существовании свободных рабочих мест. Очевидно, что человек, который элементарно не знает о существующих в плане трудоустройства вариантах, никогда не сумеет найти работу. Именно поэтому и существуют трудовые биржи и центры занятости. Нередко проводятся и т.н. «ярмарки вакансий», дни открытых дверей и иные подобные мероприятия.
  • Важно вовремя устранять проблемы, связанные с недостаточным уровнем мобильности рабочей силы. Принимается во внимание как географический аспект (миграция), так и мобильность «между профилями». Ни для кого не является секретом существование тенденций, связанных с переходом рабочей силы из отсталых областей в экономически развитые, что приводит к серьезным проблемам. Для разрешения ситуации требуется концентрация усилий по борьбе с уровнем безработицы именно в тех областях, где этот уровень крайне высок.
  • Желательно развивать систему профильного образования, позволяющего существенно повысить навыки сотрудников и тем самым дать им возможность приспособления к динамике трудового рынка (склонного к изменениям). Особенно важно не забывать о тех специальностях и профессиях, которые относятся к «дефицитным». Многие критикуют подобный метод, говоря о его неблагоприятных социальных следствиях (возрастает неравенство между сотрудниками, поскольку повышение квалификации зачастую доступно исключительно тем, кто уже занимает высокое положение). Важный момент: безработица, обусловленная падением производства либо повышением числа трудоспособных граждан, не может быть преодолена подобным образом.
  • Понижение пенсионного возраста даёт возможность освобождения некоторого количества рабочих мест, однако неизменно имеет следствием необходимость в повышении расходов на выплату пенсий.
  • Крайняя мера — судебное разбирательство с безработными; такая методика применялась в СССР, где существовала статья «За тунеядств». В соответствии с ней те люди, которые не имели официального трудоустройства в течение четырех либо более месяцев, подлежали уголовной ответственности. Однако в прогрессивных современных государствах подобные меры по пресечению безработицы не используются.

Монетарные и фискальные меры

Существуют и мероприятия, относящиеся к типу монетарных и фискальных. Последние подразумевают направленность на увеличение спроса и регуляцию стоимости различных продуктов за счет преодоления инфляционных процессов в экономике государства. Однако стоит отметить, что влияние на уровень безработицы в данном случае будет незначительным. Более того, многие специалисты, являющиеся сторонниками монетарной теории, считают, что следствием подобных мероприятий со стороны государства может стать существенный рост цен. Согласно современным исследованием, связь между безработицей и инфляцией незначительна либо отсутствует вовсе, однако некоторые эксперты не соглашаются с подобной точкой зрения.

Регламенты

Специалисты, имеющие либеральные взгляды, предлагают альтернативный относительно всех вышеописанных выход, заключающийся в проведении направленных на отмену многих регламентов мероприятий; это:

  • Понижение уровня влияния профсоюзов.
  • Существенное сокращение различных компенсаций.
  • Отмена минимума заработной платы.
  • Облегчение правил найма и увольнения сотрудников.

Стоит отметить, что в современном экономическом сообществе подобные меры относятся к маргинальному ответвлению, однако были приведены в данной статьи для предоставления читателю максимального широкого спектра предлагаемых мер по уменьшению безработицы.

Борьба с тунеядством в СССР

История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец» возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.

После прихода к власти большевиков стали зарождаться идеи построения социализма, и для этого требовались ресурсы (как материальные, так и трудовые). Ленин в своих работах отмечал необходимость жестких мер к элементам, признаваемым чуждым пролетарской идее. Такие «элементы» нуждались в перевоспитании. Реализована эта идея была через «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» – живущие на нетрудовые доходы (или пользующиеся наемным трудом) лишались политических прав.

Цитата из конституции СССР от 5 декабря 1936 года

blank

Позже, в 1936 году с принятием Конституции СССР труд был объявлен «обязанностью и делом чести» каждого, кто способен к нему. Продолжение борьбы с тунеядством отмечено Указом Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами». Но стоит заметить, что этот Указ исполнялся крайне скромно – из 150 тысяч «нищенствующих элементов» осуждено было менее 1%.

Серьезная борьба с тунеядством в СССР началась 4 мая 1961 года, когда Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». По этому указу для тунеядцев предусматривалось наказание – выселение в «специально отведенные местности» на срок от 2 до 5 лет (с конфискацией имущества и принудительным трудом).

скачать файл в формате PDF «Указ Президиума ВС РСФСР от 04.05.1961 «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»»
Скачивайте и читайте архивный документ

Наказывали по нему категории населения, ведущие «паразитический образ жизни» – получающих доходы от своего имущества (участков, машин и т.д.), а также тех, кто поступал на работу лишь для видимости, но пользовался всеми льготами и благами рабочих.

Фактически это означало введение принудительного труда в стране. Только за первые 3 года действия закона были сосланы 37 тысяч человек. Тунеядцем могли признать очень многих – даже тех, кто продавал собственноручно выращенные продукты на рынке. Есть сведения о выселении нетрудоспособных граждан.

Наказание за тунеядство ожидало даже известных деятелей искусств и науки. Среди известных людей, осужденных за тунеядство, есть:

  • поэт и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Поэт был арестован и сослан в Архангельскую область. Предварительно в прессе развернулась целая кампания по травле поэта за паразитический образ жизни;
  • публицист Андрей Амальрик – был осужден к 2,5 годам высылки в Сибирь;
  • известный актер Николай Годовиков – первую судимость имел за тунеядство, так как из-за травмы не мог работать.

Формально ответственность за тунеядство статьей 209 УК РСФСР предусматривалась в трех формах:

  1. бродяжничество;
  2. попрошайничество;
  3. ведение иного паразитического образа жизни.

Многие осужденные за тунеядство были наказаны именно за ведение паразитического образа жизни. Это означало, что человек больше четырех месяцев подряд или в течение года уклонялся от работы.

Само понятие общественно полезного труда не предполагало самозанятость в ее современной форме – это был найм в государственное учреждение, предприятие или же обучение в государственном учебном заведении. При этом Конституция СССР допускала индивидуальную трудовую деятельность в некоторых отраслях экономики – это виды деятельности, полностью основанные на личном труде граждан и семей.

Самая активная фаза борьбы с тунеядством началась в 1982 году с приходом на пост Генерального секретаря ЦК Компартии Юрия Андропова. Начались рейды милиции в рабочее время по заведениям сферы услуг. Если выявляли человека, который больше 4 месяцев не имел места работы, ему присваивался статус «без определённого рода занятий», за который можно было получить до 4 лет исправительных работ.

В те времена наказание за тунеядство грозило даже самым известным рок-музыкантам – они вынуждены были устраиваться на самые простые работы («Поколение дворников и сторожей» по мнению Бориса Гребенщикова).

Лишь в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», которым уголовная ответственность за тунеядство была отменена и признано понятие безработицы.

Методы борьбы с различными типами безработицы[править | править код]

Общие для всех типов безработицы меры:[Примечание 2]

  • создание новых рабочих мест
  • создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

  • усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
  • создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
  • протекционистские меры по защите рынка[11].

С маргинальной безработицей:

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

  • повышение квалификации работников;
  • сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

  • проведение стабилизационной политики;[Примечание 3]
  • создание дополнительных рабочих мест государством.[23][24]

Наказание иждивенцев в Белоруссии

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

Кто не попадает в тунеядцы

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ

Также налог могут не выплачивать те граждане, которые участвуют в финансировании государственных расходов. Например, служащие по призыву, участники творческого союза, студенты дневной формы обучения, священнослужители.

Изменения в налоге

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Структурная безработица

Своему возникновению явление обязано прогрессу в целом.  Этот вид безработицы – следствие падения спроса на определенную профессию. В качестве примера допустимо привести печатные издания – развитие Интернета и компьютерной техники обуславливает падение интереса потребителей к газетам. Сотрудники типографий вынуждены зачастую искать себе новую сферу деятельности. Именно так и возникает структурная безработица. Бороться с ней сравнительно нетрудно – достаточно организовать переобучение людей, и через какое-то время ситуация выправляется.

Кстати, структурная и фрикционная безработица зачастую отождествляются, поскольку оба этих вида существуют повсеместно и, более того, борьбу с ними часто вести бессмысленно.

Пара слов о пассивной политике

Существует и иной подход к проблеме безработицы, подразумевающей т.н. «пассивную политику». Цель последней — сформировать определенное отношение в обществе и сгладить некоторые из отрицательных последствий. Простейший пример подобных мер — предусматриваемая законами государства возможность оформления досрочного выхода на пенсию с сохранением ее размера.

Стоит отметить и пособия по безработицы, способные дать безработным возможность «передышки» (времени на поиск работы или поправление проблем со здоровьем) и существенно снизить уровень обусловленного неравенством социального напряжения. Однако есть и другая сторона медали: при большом количестве безработных создается существенная угроза для всей системы пособий.

Инициативы для россиян

Идеи ввести обязательные платежи в бюджет для официально неработающих обсуждаются в России последние несколько лет. Так, в 2015 году у Федеральной службы по труду и занятости была идея «социального платежа», который должны оплачивать трудоспособные россияне, официально не работающие и не состоящие на учете как безработные. Аналогичную идею озвучивали и депутаты из Санкт-Петербурга.

blank

Инициативы обосновывались тем, что из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет теряет ежегодно значительные финансовые ресурсы, что отражается на экономическом положении страны.

Следующие инициативы в России озвучивались в 2016 году – Министерство труда и социальной защиты РФ обсуждало введение сбора для трудоспособных лиц, которые официально не работают. Позднее с инициативой ввести административную и даже уголовную ответственность за «тунеядство» выступила член Совета Федерации Надежда Болтенко. Предложенные инициативы не нашли поддержки при дальнейшем обсуждении.

В 2017 году стало известно о продолжении работы над идеей налогообложения официально неработающих. Отмечалось также, что российское Правительство учитывает наработки белорусских властей.

Среди недавних инициатив стоит отметить недавнее предложение депутат Госдумы от «Единой России» Сергея Вострецова обязать неработающих граждан оплачивать социальные взносы. Это обосновывается тем, что такие граждане пользуются всеми государственными, медицинскими и иными услугами, получают льготы и преференции от государства.

Инициатива депутата была воспринята большинством политиков, экспертов и среди граждан негативно.

Одной из форм борьбы с неофициальной занятостью является уже принятый закон о налогообложении доходов самозанятых граждан. Этот налог введен в экспериментальном режиме пока в четырех субъектах РФ.

Эксперты отзываются о предложениях ввести налоги или сборы с неработающих в целом отрицательно:

  • во-первых, налоговая нагрузка становится выше в силу повышения НДС с 2019 года (а НДС – налог, который платят все, в том числе и неработающие официально);
  • во-вторых, в небольших городах вопрос занятости стоит достаточно остро – рабочих мест не хватает, а зарплаты низкие;
  • в-третьих, эти меры повысят нагрузку на службу занятости, как было в Белоруссии. Также вырастут расходы на выплату пособий по безработице;
  • в-четвертых, не учтены некоторые особенности: например, многочисленная армия домохозяек не имеет работы и доходов, и полностью обеспечивается супругами.

Что касается более радикальных инициатив наказания за отсутствие работы, стоит учесть нормы Конституции и Трудового кодекса: в России принудительный труд запрещен.

Естественная безработица

Фрикционная и структурная безработица составляют естественный уровень при абсолютной занятости граждан. Возникает он по вполне обыденным причинам:

  • демографический спад или, напротив, всплеск;
  • текучка;
  • миграция населения.

То есть она не имеет отношения к экономической ситуации, сложившейся в стране. С этой разновидностью явления борьба вестись не может, поскольку естественную безработицу наблюдают и в целом на сбалансированном рынке, где число занимающихся поиском подходящих мест тождественно количеству незанятых вакансий. Такое равновесие не становится проблемой, ведь рабочим из фрикционной категории необходимо время на поиски лучшего варианта, а жертвам структурной требуется хоть пара месяцев, чтобы переучиться или найти другой способ заработка.

Факторы, косвенно влияющие на безработицу[править | править код]

Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному влиять на ситуацию. Сокращение числа иммигрантов не оказывает существенного влияния.[4] Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп[26]. Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы[4]. В 1990-х годах в России отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости[2].

Сезонная безработица

Данный вид возникает из-за сезонных колебаний в некоторых отраслях экономики. Определенным образом эта разновидность безработицы напоминает циклическую, о которой мы расскажем ниже. Оба явления обусловлены падением спроса на ряд профессий.

Основное отличие сезонной безработицы – легкая прогнозируемость. Предсказать ее рост нетрудно с очень большой точностью. Тем не менее какая-либо специфическая борьба с нею не ведется.

Ярким примером может послужить сезонный характер сельскохозяйственных работ. Для этого вида занятости вполне обыденное явление, когда наниматель по завершении сбора значимых культур просто увольняет ставший лишним персонал. Этот же принцип действует в случае с циклическим типом безработицы.

Люди, предпочитающие сезонное трудоустройство, рассматривают период незанятости как отпуск. Они, понимая, что определенную часть года будут сидеть дома, зачастую требуют более высокую зарплату.

Борьба с безработицей в России[править | править код]

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции[27]/

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.[28]

«В следующем году безработный, открывающий своё дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.»

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.

Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости[28].

Статистика:

  • 5.4 миллиона человек — общая безработица в России[30][Примечание 4]
  • 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости[30][Примечание 4]
  • 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году[31]
  • 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса[31]
  • Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %[30][Примечание 4]

Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

  • Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.
  • Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.
  • Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.[32]

«Хотел бы сказать, что эта проблема носит абсолютно индивидуальный характер: нет абстрактной безработицы — есть конкретная безработица, когда конкретный человек лишается работы. Это драма. Из этого нужно исходить работникам, которые помогают искать работу, государству в целом, и поэтому программы поддержки будут продолжены.»

Как развитые страны борются с безработицей

Большинство развитых стран тратит значительные средства на социальную поддержку безработных. В ряде стран это порождает проблему, когда пособие настолько высокое, что работать нет смысла. Тем не менее, отсутствуют прецеденты ввода каких-либо финансовых санкций за отсутствие работы в странах Запада на сегодняшний день.

В большинстве государств принимаются меры по стимулированию занятости. Они предполагают не наказание за отсутствие работы, а поощрение за ее наличие: субсидируются новые рабочие места или прием на работу специалиста без опыта работы.

Однако стоит учитывать, что работа налоговых органов западных стран по выявлению теневых доходов достаточно эффективна, поэтому работать неофициально в большинстве случаев не выйдет.

В США безработные не имеют возможности впоследствии оформить пенсию (если не было достаточных периодов работы). Но пенсия складывается из нескольких частей, так что страховой стаж не настолько актуален, как в России. Многие американцы предпочитают не работать и жить на доходы от собственности. Для безработных же есть пособия в размере около 350 долларов в неделю (но получать их можно всего не больше 26 недель) – тем, кто проработал как минимум 3 месяца и был сокращен.

Европейские государства традиционно предлагают относительно высокие размеры пособий по безработице: во Франции это около 650 евро в месяц, 700-1000 евро в Финляндии, более 1000 евро в Германии. Однако для стран Прибалтики выгоднее работать – пособие составляет всего около 250 евро, а за «неофициальными» доходами следит государство.

Именно в Европе проявляется проблема, когда пособие по безработице практически равно заработной плате. Например, в Финляндии работающий на минимальную ставку получает на 150-200 евро больше безработного, не имея при этом его льгот.

Одной из прогрессивных идей борьбы с безработицей является концепция базового безусловного дохода. Концепция предполагает безусловную «раздачу» денег населению. Суммы у разных авторов идеи варьируются от 700 до 1500 долларов. Ожидается, что люди, получившие деньги, смогут заниматься тем, что им нравится (даже если такое занятие не приносит достаточный доход).

У идеи достаточно много плюсов – это и искоренение бедности, и минимизация преступности, и снижение затрат на медицину (у людей будет больше времени следить за своим здоровьем). Среди минусов называют огромные расходы бюджета на реализацию идеи и снижение мотивации к труду. Однако перед референдумом в Швейцарии опросы показали, что только 2% опрошенных перестали бы работать в случае выплаты безусловного дохода.

Полноценно концепция базового безусловного дохода не работает ни в одной стране: в Швейцарии жители проголосовали против идеи, а в Финляндии продолжается эксперимент, результаты которого будут известны в 2019 году.

В целом можно сделать вывод: развитые страны снижают безработицу стимулирующими, а не конфискационными мерами.

Циклический тип

Циклическая безработица появляется, когда начинается финансовый или экономический кризис. В такие периоды спрос на трудовую силу падает, как снижается и уровень ВНП.

Основная причина – сокращение потребления, которое возникает на фоне снижения реальных зарплат, становящееся, в свою очередь, следствием сокращения спроса на работников.

Борются с этим явлением комплексно, разными способами направляя основные усилия на стимуляцию экономического роста.

Литература[править | править код]

  • Всемирная иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Издательство АСТ, 2004. — С. 809,998. — ISBN 5-17-020728-X. Архивная копия от 23 октября 2009 на Wayback Machine
  • Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости процента и денег = The General Theory of Employment, Interest and Money. — 1936. — ISBN 9780230004764. Архивная копия от 2 марта 2010 на Wayback Machine

Последствия безработицы

Далеко не все люди, потерявшие работу, борются ради изменения жизни к лучшему. Очень часто они сдаются, и это наиболее опасное последствие рассматриваемого явления.

В целом же длительное бездействие приводит к:

  • к потере квалификации;
  • утрате навыков.

Государства, не имеющие осознанной политики в сфере занятости, обычно сталкиваются с бегством инвестиций.

Социальные последствия:

  • рост преступности;
  • пассивность населения;
  • увеличение разрыва между богатыми и бедными.

Недовольство приводит к расшатыванию ситуации – безработные борются за свои права, и многие политики (в том числе в России) готовы оседлать протест ради достижения собственных целей.

Последствия в экономике:

  • снижение престижности образования;
  • замедление промпроизводства;
  • уменьшение ВВП;
  • рост государственных расходов на фоне снижения налоговых поступлений;
  • общее ухудшение уровня жизни.

Примечания[править | править код]

  1. Основная статья для России
  2. Здесь и ниже методы борьбы с безработицей описываться не будут, так как это было сделано в первом разделе
  3. Стабилизационная политика — политика, направленная на недопущение глубоких спадов производства.
  4. 1 2 3 На 4 февраля 2011 года.

Способы борьбы – Россия

Основные методы и способы борьбы с безработицейОбщие способы, с чьей помощью может вестись борьба с любым типом безработицы, таковы:

  • выдача пособий;
  • организация центров занятости.

Во многих странах принимают и ряд других мер. Часто ведут борьбу с причинами, мешающими повысить мобильность населения. Здесь способы таковы:

  • развитие рынка аренды жилья;
  • снятие дополнительных государственных ограничений, препятствующих переезду людей;
  • усовершенствование транспортного сообщения.

Для борьбы со структурной безработицей способов всего несколько:

  • программы переквалификации;
  • информирование о востребованных специальностях.

Циклическая безработица требует комплексного подхода. Главный способ – стимуляция потребительского спроса. Помощь в борьбе оказывает:

  • рост экспорта;
  • инвестирование в обновление предприятий.

Читайте также: Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

Правильный государственный подход важен. Неплохой метод – обеспечение возможности раннего выхода на пенсию. С его помощью нетрудно снизить давление на рынке труда.

Еще один способ борьбы – стимуляция самозанятости. Этот вариант подойдет для любого вида безработицы, в том числе сезонного.

Также могут использоваться и другие методы:

  • создание вакансий в государственном секторе;
  • субсидирование ВУЗов, выпускающих специалистов, имеющих наиболее высокие шансы на трудоустройство;
  • выдача льготных кредитов или субвенций на организацию собственного дела и пр.
Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию корпоративного юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...