Анализ рынка титана 2019

23 года назад он создал холдинг «ВСМПО-Ависма». В октябре 1997-го завод в Верхней Салде приобрел единственное в России производство титановой губки. И у него появился аргумент для переговоров с компанией Boeing о долгосрочных проектах. Так создавалось предприятие, которое станет мировым лидером. Рассказываем, как уральская компания пробивалась на мировой рынок и почему вся титановая отрасль в долгу у Владислава Тетюхина.

Содержание

Эксперимент века

Рождением салдинского титана можно считать 1957 год. Тогда, в феврале, на заводе №95 (с 1982 года – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение) выплавили первый четырёхкилограммовый слиток. Кусок тусклого металла стал настоящим подарком для советского авиастроения и космонавтики.

Путь к первому слитку был непростым, но удачным. Салдинцы во главе со знаменитым металлургом Владиславом Тетюхиным, ставшим впоследствии руководителем комбината, экспериментировали с титановой губкой. Её делали (и делают до сих пор) на магниево-титановом комбинате АВИСМА (аббревиатура от «АВИаСтроительные МАтериалы») в Березниках (Пермский край) из ильменитового концентрата. Так или иначе, но дерзкий эксперимент 60-летней давности развился в огромный механизм, больше похожий на часы. В 2005 году две площадки, синхронно работающие на расстоянии сотен километров, объединились в одну структуру.

Первый слиток в руках директора ВСМПО Владислава Тетюхина (на фото справа).

Первый слиток в руках директора ВСМПО Владислава Тетюхина (на фото справа). Фото: ВСМПО-Ависма

Интересная деталь: сырьё для ильменитового концентрата приходится импортировать. Этот факт удивителен ещё и потому, что основа для титановой губки – очень распространённый элемент, он есть везде. Например, несколько лет назад месторождение пытались разработать в Тамбовской области, но сырьё оказалось таким, что покупать за рубежом было выгоднее. До сих пор шутят, что на той инициативе успел заработать политические очки лишь кандидат в местные губернаторы. Впрочем, стоимость сырья в себестоимости готовой продукции невелика – не более 5%, поэтому возить его можно хоть из Австралии.

О компании

Корпорация «ВСМПО-Ависма» производит свои изделия из следующих металлов.

Титан. Основная статья экспорта, его доля в общих результатах более 90%. Данный металл особо ценится за низкую плотность в сочетании с высокой прочностью и отличной стойкостью к коррозии. Основной потребитель — это авиакосмическая промышленность, так как титановые сплавы могут функционировать при температурах от 0 до +600 °C, поэтому их используют в авиадвигателях для дисков, лопастей, валов и корпусов.

Ферротитан. Это легирующий сплав железа и титана с минимальным по массе (20%) и максимальным (75%) содержанием титана, полученный путем восстановления или переплава.

Алюминий. Один из самых распространенных и дешевых металлов, его доля в общих результатах около 2,5%.

Основные производственные мощности корпорации расположены в России и США, а дистрибьюторы — в Европе и Азии. Кроме этих компаний есть два предприятия на Украине: «ВСМПО Титан Украина» и Демуринский ГОК, — а также представительства на Кипре и на Британских Виргинских островах.

Источник: «ВСМПО-Ависма», стр. 7

Основные объекты «ВСМПО-Ависма»

Страна, город Деятельность
Корпорация «ВСМПО-Ависма» Россия, Верхняя Салда Производство титановой продукции
Филиал «Ависма» Россия, Березники Производство титана губчатого
АО «Ural Boeing Manufacturing» Россия, Верхняя Салда Механическая обработка титановых штамповок
АО «Алти Фордж» Россия, Самара Производство продукции из титановых и алюминиевых сплавов
VSMPO-TIRUS GmbH Германия, Франкфурт-на-Майне Локальный дистрибьютор
TIRUS International Швейцария, Лозанна Глобальный дистрибьютор
VSMPO-TIRUS Limited Великобритания, Реддитч Локальный дистрибьютор
NF&M International США, Монака Обработка, биллеты и заготовки
Uniti Titanium США, Питтсбург Поставки продукции из технически чистого титана
VSMPO-Tirus US США, Литсдейл Локальный дистрибьютор
VSMPO-Tirus Beijing Китай, Пекин Локальный дистрибьютор

Корпорация «ВСМПО-Ависма»

Страна, город

Россия, Верхняя Салда

Деятельность

Производство титановой продукции

Страна, город

Россия, Березники

Деятельность

Производство титана губчатого

АО «Ural Boeing Manufacturing»

Страна, город

Россия, Верхняя Салда

Деятельность

Механическая обработка титановых штамповок

Страна, город

Россия, Самара

Деятельность

Производство продукции из титановых и алюминиевых сплавов

Страна, город

Германия, Франкфурт-на-Майне

Деятельность

Локальный дистрибьютор

Страна, город

Швейцария, Лозанна

Деятельность

Глобальный дистрибьютор

Страна, город

Великобритания, Реддитч

Деятельность

Локальный дистрибьютор

Страна, город

США, Монака

Деятельность

Обработка, биллеты и заготовки

Страна, город

США, Питтсбург

Деятельность

Поставки продукции из технически чистого титана

Страна, город

США, Литсдейл

Деятельность

Локальный дистрибьютор

Страна, город

Китай, Пекин

Деятельность

Локальный дистрибьютор

Источник: «ВСМПО-Ависма», стр. 7

Источник: «ВСМПО-Ависма» Источник: «ВСМПО-Ависма» Источник: «ВСМПО-Ависма»

Новый старый директор

Родители Владислава Тетюхина перебрались в Москву из Оренбурга в 1930 году — за два года до рождения сына. Семья не бедствовала — отец был инженером, строившим аэродромы, мать работала оперуполномоченным МУРа — ловила жуликов, потом стала охранять высших партийных деятелей. Когда чиновники отправлялись в театр, сидела в соседней ложе с пистолетом в сумочке.

Владислав Тетюхин учился на инженера. Окончив школу с золотой медалью, без конкурса поступил в Московский институт стали и сплавов. В 1956 году его направили на Урал. Авиапрому не хватало титана, а небольшие предприятия в Москве, Ленинграде и Подольске с растущими потребностями не справлялись. Крупное производство решили создать в Верхней Салде, куда во время войны эвакуировали завод из Сетуни, поставлявший алюминиевые полуфабрикаты для самолетов. Тетюхин был в команде инженеров, создававших новые сплавы. Иногда их эксперименты заканчивались взрывами в литейном цехе. Первый слиток весом 50 кг, качество которого не вызывало вопросов, появился в марте 1957 года, а к концу 70-х СССР вышел в мировые лидеры по выпуску титана. Тетюхин стал кандидатом технических наук и лауреатом Ленинской премии, присужденной коллективу разработчиков. В 1977 году его пригласили во Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ) руководить лабораторией, отвечавшей за безопасное применение титана в космосе.

Когда до пенсии ему оставалось два года, из Салды приехал начальник кадровой службы ВСМПО с предложением возглавить предприятие. К тому времени завод, отданный коллективу в аренду, распался на отдельные производства — их разобщенность делала предприятие уязвимым. Количество заказов — оборонных и гражданских — сократилось в 30 раз. Топ-менеджеры, недовольные директором, рассчитывали, что человек, которому они доверяют, справится лучше.

Тетюхин понял, что выбора у него нет — если титановая промышленность рухнет, то все, чем он занимался, потеряет смысл. В 1992 году он вернулся на завод, получив на выборах больше 90% голосов, восстановил производственные связи и отказался от продукции, не находившей спроса. ВСМПО начало поставлять за границу ферротитан, которым легировали сталь, а на внутренний рынок, как и прежде, — штампованные колеса для автомобилей, нержавеющие кастрюли/сковородки и дельтапланы для лесников и сотрудников ГИБДД.

В 1993–1994 годах завод в Салде производил уже больше половины мирового ферротитана. Вырученные деньги вкладывали в производство, а за счет беспроцентных кредитов, которые государство выделяло до 1996 года, строили жилье для сотрудников и (как их тогда называли) объекты соцкультбыта. Углублявшийся спад в российской экономике выталкивал предприятие на мировой рынок.

Состав металла

Существует металл в двух модификациях.

  • α-Ti – существует до температуры в 883 С, обладает плотной гексагональной решеткой.
  • β-Ti – имеет объемно-центрированную кубическую решетку.

Переход осуществляется с очень небольшим изменением плотности, поскольку последняя при нагревании постепенно уменьшается.

  • Во время эксплуатации титановых изделий в большинстве случаев имеют дело с α-фазой. А вот при плавке и изготовлении сплавов металлурги работают с β-модификацией.
  • Вторая особенность материала – анизотропия. Коэффициент упругости и магнитная восприимчивость вещества зависит от направления, причем разница довольно заметная.
  • Третья черта – зависимость свойств металл от чистоты. Обычный технический титан не годится, например, для использования в ракетостроении, поскольку из-за примесей теряет свою жаростойкость. В этой области промышленности применяют только исключительно чистое вещество.

О составе титана поведает это видео:

Выбрать титана: узнать наличие, цены и купить онлайн

сертификаты титанКрупнейшие экспортеры из России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, официальные контакты компаний. Через наш сайт, вы можете отправить запрос сразу всем представителям, если вы хотите купитьтитана.
🔥 Внимание: на сайте находятся все крупнейшие российские производители титана, в основном производства находятся в России. Из-за низкой себестоимости, цены ниже, чем на мировом рынке

Поставки титана оптом напрямую от завода изготовителя (Россия)

ТИТАН и сплавы титанов

ТИТАН и сплавы титанов

17 500 – 19 500$/т

Лаура Чехол для качелей Титан 2в1 2в1 титан

Лаура Чехол для качелей Титан 2в1 2в1 титан

85.57$/шт

Качели садовые Титан

Качели садовые Титан

301.71 – 333.29 $/шт

Запорно-пломбировочное устройство Титан плюс

Запорно-пломбировочное устройство Титан плюс

0.46 – 37.23 $/шт

Грузовые прицепы от Завода Титан!

Грузовые прицепы от Завода Титан!

4868.57 – 21428.57 $/шт

Зерноплющилки серий Титан и Атлас (Сипма, Польша).

Зерноплющилки серий Титан и Атлас (Сипма, Польша).

2 265 – 4 555 €/шт

Лом свинца, АКБ, меди, бронзы, титан, олово

Лом свинца, АКБ, меди, бронзы, титан, олово

0.97 $/шт

Титан

Титан

21.09 – 23.91 $/шт

Клей плиточный повышенной фиксации Титан БирсMix 25 кг

Клей плиточный повышенной фиксации Титан БирсMix 25 кг

3.9 $/шт

Грунтовые анкерные системы типа Титан

Грунтовые анкерные системы типа Титан

10 – 11.43 $/шт

Лавка Титан усиленная 1500×400×620

Лавка Титан усиленная 1500×400×620

62.86 – 75.43 $/шт

Титан ВТ1-0

Титан ВТ1-0

17.14 $/кг

Титан Вт 1-0л

Титан Вт 1-0л

21428.57 – 2428.57 $/шт

Мыло жидкое titan (Титан) 0. 5л

Мыло жидкое titan (Титан) 0. 5л

0.36$/шт

Титан, 1 л (лямбда-цигалотрин 9, 5% тиаметоксам 12, 6%)

Титан, 1 л (лямбда-цигалотрин 9, 5% тиаметоксам 12, 6%)

37.14$/шт

Титан четыреххлористый (осч) (арт. 180924)

Титан четыреххлористый (осч) (арт. 180924)

69.71$/шт

Промышленные парогенераторы “ТИТАН”

Промышленные парогенераторы

10 500 – 60 785$/шт

Курительная кабина, кабина для курения «Титан»

Курительная кабина, кабина для курения «Титан»

2142.86$/шт

Опрыскиватель прицепной Титан 24-3000 с компьютером

Опрыскиватель прицепной Титан 24-3000 с компьютером

18571.43 – 2128.57$/шт

Прицепной опрыскиватель ТИТАН-3000-24 Богуслав

Прицепной опрыскиватель ТИТАН-3000-24 Богуслав

16428.57$/шт

Лавка Титан усиленная 1500×400×620

Лавка Титан усиленная 1500×400×620

74.64 – 77$/шт

Зерноплющилка серий Титан ZZ 4020

Зерноплющилка серий Титан ZZ 4020

2 270€/шт

Обновление светильников серии ТИТАН

Обновление светильников серии ТИТАН

Цена по запросу

Генератор водорода Титан EL

Генератор водорода Титан EL

814000$/шт  

Титан карбонитрид

Титан карбонитрид

Цена по запросу

Средство для мытья посуды Титан Яблоко 5л

Средство для мытья посуды Титан Яблоко 5л

45.81 – 139.16$/шт

Плиточный клей Литокс Титан Флекс, TITAN flex, 25кг

Плиточный клей Литокс Титан Флекс, TITAN flex, 25кг

5.86$/шт

Клей для Блоков Титан

Клей для Блоков Титан

6.14$/шт

Инкубатор на 770 куриных яиц Титан Premium

Инкубатор на 770 куриных яиц Титан Premium

785.71$/шт

Пена монтажная проф. Титан О2 GUN, зимняя 750 мл (вых. 45л)

Пена монтажная проф. Титан О2 GUN, зимняя 750 мл (вых. 45л)

3.41$/шт

* Обязательно проверять актуальность цен напрямую у производителя

Объем и структура рынка

Совокупный объем мирового производства титана по состоянию на 2019 год в натуральных величинах составляет порядка ░░░ тыс. тонн, доля российской продукции в объеме общемирового производства колеблется в пределах 21 – 25%.

Динамика производства титана в РФ

С 2014 по 2019 год объем производства титана в России увеличился на ░% и составил в 2019 году ░░ тыс. тонн. Объем российского рынка титана в 2019 году составил ░░ тыс. тонн, что на 16% выше значения показателя 2018 года. Доля импорта на российском рынке составляет 48%. Одновременно на экспорт отправляется порядка 66% произведенного титана, соответственно 34% произведенного титана потребляется на внутреннем рынке.

Структура рынка титана в РФ

Просчеты американского конкурента

Линию для производства посуды заводу помог купить в Германии Вячеслав Брешт, совладелец советско-немецкой компании «Аутолюкс», которая продавала компьютеры и автомобили ВАЗ. После педагогического института, где он изучал иностранные языки, Брешт работал во внешней разведке, пока его не комиссовали по состоянию здоровья (сам он это не подтверждает и не отрицает). С Тетюхиным они познакомились в 1989 году, когда тот собирался открыть производство титановых имплантатов (позже этот проект реализовал его старший сын Дмитрий). Помощь Брешта понадобилась Тетюхину для финансирования проекта. Дмитрий Тетюхин это подтверждает. «Брешту нельзя отказать в эрудиции и прагматизме — он все схватывал на лету, — говорит Дмитрий. — А отцу всегда нравились люди, у которых хорошо получалось то, чего не умел он. Тема изощренного ума, независимо от того, каких принципов придерживается человек в жизни, его всегда привлекала».

Тетюхин считал, что настало время предложить иностранным авиастроителям салдинский титан. Сплавы, которые использовали американцы, он изучал по фрагментам самолетов, сбитых во Вьетнаме и Корее. Сравнение убеждало, что продукция ВСМПО ничем не хуже.
Всем крупным компаниям, выпускавшим самолеты и космические аппараты, Тетюхин разослал письма с просьбой встретиться и обсудить возможное сотрудничество. Большинство респондентов согласились. С собой Тетюхин и Брешт повезли большой чемодан с титановыми образцами. За два года они побывали в авиастроительных компаниях США, Канады, Азии и Европы.

Первые лица Boeing принимали их в штаб-квартире корпорации (Сиэтл, Вашингтон). Среди инженеров и технологов на презентации ВСМПО был гуру металлургов Род Бойер, знакомый Тетюхину по встречам с американцами, изучавшими российскую авиакосмическую отрасль. На этот раз он выслушал доклад и ничего не сказал. Поиск других возможностей привел Тетюхина и Брешта в компанию Shultz Steel, поставлявшую Boeing полуфабрикаты для штамповки деталей. Тут их ждала удача — специалисты фирмы согласились изучить титановые образцы, привезенные с ВСМПО, и сказали, что качество их устраивает. Уральский завод стал поставщиком Shultz Steel, а значит, и Boeing.

ВСМПО вступало в конкуренцию с металлургическими гигантами Timet и RTI. «Даже в Штатах, услышав их имена, все писались, — говорил Тетюхин. — Если бы мы пошли напролом, эти два монстра запросто бы нас уничтожили. Выход был только один — наладить с поставщиками титана партнерские отношения».

На переговорах с президентом Timet стороны долго искали схему, которая всех устроит. Остановились на варианте, когда ВСМПО отправляет металл американцам и те за 20% комиссионных продают его заказчикам наряду со своим. Менеджеры Timet объясняли: «Есть титан из Верхней Салды — тоже хорошего качества, но дешевле. Если обнаружите дефекты, компания готова заменить его своим материалом». Это была их первая стратегическая ошибка, считает Брешт. «В компании Timet поняли, что ВСМПО рано или поздно зайдет на рынок США, и решили держать этот процесс под контролем, — говорит он. — Но когда они начали предлагать салдинский металл конечным потребителям, те быстро сообразили, что могут покупать его без посредников. Мы встречались с их представителями в Москве или в Европе и принимали заказы».

В 2000 году продажи ВСМПО заметно выросли. К этому времени Timet допустил вторую ошибку, уволив своего вице-президента по маркетингу и продажам Джона Монахена. По словам Брешта, несмотря на конкуренцию, их с Монахеном связывали дружеские отношения — американец даже был гостем на свадьбе его дочери. Когда Монахен сообщил Брешту, что остался без работы, тот сразу нашел ему дело. Бывший менеджер Timet выстроил для завода в Салде систему дистрибуции, которая устраивала всех американских производителей.

Тающий электрод

Титан не лежит в земле в слитках. Его выделение из руд в металлическом виде представляет собой довольно сложный физико-химический процесс. Последний этап — восстановление титана из тетрахлорида с помощью магния и высоких температур. Конечным продуктом этой операции становится губчатый титан — остающиеся в печи большие пористые блоки. Эти блоки дробят, создавая шихту, с которой уже могут работать мастера плавки. ВСМПО получает титановую шихту с «братского» предприятия в Березниках. Дальше нужно создать сплав, добавив в титан такие элементы, как алюминий, хром, молибден. Плавят титан в вакуумно-дуговых печах, и это значит, что для начала сыпучая шихта должна превратиться в так называемый расходуемый электрод. Шихта, состоящая из мелких фрагментов разной формы, вместе с отходами титанового производства и необходимыми присадками формуется с помощью вертикального гидравлического пресса в длинный цилиндр — он-то и станет расходным электродом. Снаружи он выглядит довольно рыхлым, по нему даже то здесь, то там могут пробегать трещины, но электрод обладает достаточной прочностью, чтобы не разрушиться, когда его подвесят в печи. Как нам рассказали на предприятии, технология создания расходуемого электрода исключительно с помощью пресса практикуется только в России. В других странах применяется более дорогая технология плазменной сварки электрода из отдельных прессованных элементов, но российский метод вполне обеспечивает требуемое качество электрода.

Прошедшие первичную мехобработку балки тележек для самолетных шасси. Крупнейшие изделия такого типа размещаются на двухэтажном лайнере А380.

В печи образуется дуга между висящим электродом и стекающим вниз расплавленным металлом. Посмотреть на этот процесс во всей красе нельзя, однако можно заглянуть в оптический прибор, который стоит на пульте оператора плавки. В него виден переливающийся тоненький бело-голубоватый полумесяц — это приоткрытый участок поверхности жидкого титанового сплава. Продуктом плавки становится цилиндрический слиток. Что происходит со слитком? Ему снова суждено стать электродом. В той же самой печи титан (а точнее, сплав) переплавляется еще раз. Цель — добиться гомогенности и химической однородности металла. В принципе, говорят нам инженеры, двух раз достаточно. Но если речь идет о металле rotor-grade, то есть о таком, который идет на изготовление деталей газотурбинных двигателей, то его подвергают для надежности третьей плавке.

Крупные штамповки другого типа: это элементы крепления крыла к центроплану.

Титановый механизм

На часах 10:30 утра. По дороге из Екатеринбурга в Верхнюю Салду мы чуть-чуть задерживаемся и… рассинхронизируемся с заводом – не успеваем на загрузку губки и титановой стружки. Её уже спрессовали в большой электрод и по правилам электрометаллургии переплавили в «свечу» высотой больше трёх метров. Искрящийся и переливающийся всеми цветами радуги слиток мы успели увидеть до того, как его откуют, отштампуют, прокатают, обточат и рассверлят на станках.

Обработка заготовок похожа на пекарню, по которой нас водит начальник цеха Андрей Лазутин. Он рассказывает, что на титановой «кухне» биллеты на прессе вытягивают, раскатывают, нарезают и ягко снимают с них фаску. На наших глазах один из прутков режут на куски, нагревают и везут на очередной пресс, где под давлением создаются шайбы – «бублики». А то, что буквально выдирается из куска, на цеховом жаргоне так и называется – «выдра». Шайбу раскатывают на кольцераскатном стане, где важен диаметр. Чем он больше, тем выше потенциал производителя, его возможности. В данном случае раскатывают кольцо диаметром более 3 метров. А вообще, тут делают 1,5-метровые кольца для турбин известных марок самолётов. Заказы на детали подвески поступали и от команд «Формулы-1».

Дивиденды

У корпорации нет привязанного коэффициента распределения чистой прибыли. При этом до пандемии COVID-19 и кризиса в отрасли компания старалась распределять между акционерами практически всю чистую прибыль по РСБУ, делая это два раза в год — за первое полугодие и за второе.

Компания до пандемии в среднем зарабатывала 10 млрд рублей, а сейчас зарабатывает 8 млрд рублей. Если руководство решит вернуться к выплате всей чистой прибыли по РСБУ, то текущий дивиденд будет на уровне 700 Р за полугодие при чистой прибыли 8 млрд рублей, а целевой дивиденд — 900 Р при чистой прибыли 10 млрд рублей.

Несмотря на нулевые дивиденды, компания не отказалась от распределения чистой прибыли между акционерами, «ВСМПО-Ависма» в ноябре 2020 года объявила об обратном выкупе акций (buyback) на сумму в размере 5 млрд рублей до конца 2021 года.

Динамика дивидендных выплат

2013 533,91 Р
2014 831,07 Р
1п2015 788 Р
2п2015 458,22 Р
1п2016 816 Р
2п2016 1300 Р
1п2017 762,68 Р
2п2017 890,45 Р
1п2018 756 Р
2п2018 873,42 Р
1п2019 884,6 Р
2п2019 Р
2020 Р

Источник: «ВСМПО-Ависма»

Пресс конкурентов

«Семидесятка» – так с любовью в Салде называют один из двух самых больших в мире гидравлических штамповочных прессов (второй такой установлен на Самарском заводе). Эту многотонную гордость уральского предприятия сделали на НКМЗ – Новокраматорском машиностроительном заводе – и установили в этой кузнице ещё в 1961 году.

«Семидесятка» от НКМЗ штампует титан с усилением в 75 тыс. тонн.

«Семидесятка» от НКМЗ штампует титан с усилением в 75 тыс. тонн. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

35-метровый жёлто-зелёный гигант сильно напоминает живого трансформера, который с лёгким усилием в 75 000 тонн виртуозно и почти бесшумно штампует бесшовные детали для самолётов. Заводской любимчик за почти шесть десятков лет службы успел отличиться не раз: именно на нём в 1974 году была изготовлена переходная втулка стыковочного узла советско-американского проекта «Союз-Аполлон», а в 2003 году произведена самая большая и тяжёлая штамповка в мире – балка шасси для Airbus A380 весом почти 3,5 тонны и длиной около 5 метров.

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров.

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров. По аналогии с кольцераскатным станом, где важна способность дать больший диаметр, прессу важно давление – от него зависит качество, однородность металла заготовки. В этом уральцы пока первые, но, говорят, не так давно появился 85 000-тонный соперник в Китае. Во всяком случае, о нём пишет китайская пресса, правда, без подробностей. Пока же защитой от потенциального конкурента может стать отсутствие у китайцев сертификатов, без которых отправлять титан в небо – никак.

Впрочем, реальные конкуренты не там, да и опасности кроются не в экономике – во внешнеполитической плоскости. Ни для кого ни секрет, что изрядная доля заказов поступает от американской и европейской авиапромышленности, где без уральского титана по разным причинам не обойтись. У россиян есть и все сертификаты, чего на 100% пока нет даже у японцев, и большой опыт работы с титаном. Однако взаимовыгодная кооперация может оказаться под угрозой, если не прекратиться вовсе: на Западе к России постоянно клеят ярлык агрессора, и политики внимательно следят за сделками с «империей зла». Ситуацию объясняет горькая шутка про то, как экономика идет «вешаться» из-за политических разборок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...